Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Новости

  • Только за последние два месяца мы уже не раз писали о мобильных приложениях (“apps”), посвященных Шекспиру и его пьесам. Похоже, можно говорить о том, что 2012 стал «годом Шекспира» для мобильных устройств (пока только на iOS, но опыт показывает, что остальные мобильные платформы, прежде всего Android, быстро подхватывают популярные тенденции). Но главное, что произошел важный перелом в понимании, каким должно быть мобильное приложение в эпоху “digital humanities”.

  • Книга Томаса Райта «Кровообращение: Революционная идея Уильяма Харви» представляет собой первую полную беллетризированную биографию английского анатома Уильяма Харви (тж. У. Гарвей; William Harvey, 1578–1657), который известен тем, что поставил под сомнение и доказал несостоятельность гуморальной теории Гиппократа и Галена, открыв малый круг кровообращения. Согласно собственному утверждению автора биографии, он не только пытался реконструировать жизнь У. Харви, но и понять ее, исходя их широкого интеллектуального, научного, исторического и социокультурного контекста, репрезентируя Харви не только как человека, добывающего знания руками, но и как широко мыслящего натурфилософа. Томас Райт рассматривает алхимические, поэтические, теологические и другие идеи XVII века, сравнивая их с идеями У. Харви в эссе, которые перемежают собственно биографические главы. Он воспроизводит контекст эпохи, когда дискурсивные практики не были разделены и студент-юрист и теолог могли понять анатома, а язык эпохи пронизывали универсальные метафоры.

  • Прохождение Венеры по диску Солнца 6 июня 2012 года — астрономическое событие, уникальная повторяемость которого стала основой для точного измерения расстояний в Солнечной системе. Эту проблему поставили перед собой ученые раннего Нового времени. Сегодня астрономы используют отраженный радиолокационный сигнал от Венеры и рассчитывают расстояние между Землей и Солнцем, используя законы Кеплера. Но в XVIII веке, астрономы обращались к более сложным геодезическим измерениям, основанным на методе триангуляции. То есть, зная расстояние между глазами и держа большой палец на расстоянии вытянутой руки, путем измерения того, как его угловое положение изменилось относительно одного и другого глаза, можно вычислить длину руки. Однако этот метод не может быть применен для измерения параллакса Солнца напрямую, так как днем свет Солнца блокирует все звезды, из-за чего невозможно сравнить с ними положение Солнца. Но можно сам диск Солнца использовать в качестве фона. Из-за наклона орбиты Венеры по отношению к земной орбите прохождение Венеры по диску Солнца уникально, потому что парные прохождения с интервалом восемь лет повторяются в столетие. И мы имели исключительную возможность увидеть прохождение в июне 2004 и 2012 года.

  • Мы продолжаем рассказывать о проектах в области «цифровых гуманитарных наук», поддержанных американским Национальным гуманитарным фондом (National Endowment for the Humanities). Еще одним лауреатом стал Wordseer — сервис для анализа текстовых коллекций, разработанный на кафедре компьютерных технологий (computer science) университета Беркли (основные разработчики — Адити Муралидхаран и Марти Херст). Wordseer дает возможность поиска по корпусу текстов с учетом грамматических и синтаксических метаданных — например, в каких контекстах Шекспир использует слово «любовь» или «красота», кто из героев Шекспира чаще говорит о меланхолии — мужчины или женщины, какие прилагательные чаще всего сочетаются с существительным «меланхолия».

  • Исполнилось два года проекту e-rara.ch — онлайн-библиотеке редких книг, напечатанных в Швейцарии в XVI–XVII веках. E-rara — часть проекта E-lib — библиотечного консорциума четырех крупнейших университетов Швейцарии (Цюрих, Базель, Берн и Женева). На первом этапе создатели E-rara оцифровали более 4,5 тысяч книг XVI века, включая труды протестантских богословов, изданные в Швейцарии (прежде всего Кальвина и Цвингли).

  • Фолджеровская шекспировская библиотека открывает летний сезон новой выставкой “Open City: London, 1500–1700”. Редкие книги, гравюры, карты из коллекции библиотеки показывают, как жили лондонцы раннего Нового времени. Кураторы выставки, Кэтлин Линч (Cathleen Lynch) и Бетси Уолш (Betsy Walsh) объясняют, что их цель — показать, как значительные исторические события (ликвидация лондонских монастырей в 1539 г. или пожар города в 1666 г.) отражаются в повседневной жизни: идет борьба за лучшие участки, освобожденные монастырями, в Шордиче и Блекфрайерсе появляются театры, строится больше зданий, художники, граверы и картографы создают панорамные виды и карты Лондона. Все эти процессы, говорит Линч, взаимосвязаны и заставляют нас воспринимать город как единое пространство.

  • Журнал “Historical Research” (издается Институтом исторических исследований при Лондонском университете с 1923 г.) и издательство “Wiley-Blackwell” предлагают свободный доступ к подборке статей по истории спорта и праздников Великобритании. Виртуальный онлайн-сборник посвящен приближающейся Лондонской олимпиаде и содержит около десятка статей, опубликованные в “Historical Research” с 1961 по 2012 г.

  • В новостях для «Современников Шекспира» мы уже рассказывали о некоторых посвященных Шекспиру приложениях для iPhone и iPad. К сожалению, научно-образовательных приложений в области гуманитарных наук еще очень немного, поэтому каждый новый проект заслуживает внимания. А тем более такой интересный, как “Eye Shakespeare” — новое приложение для iOS — устройств, представленное на днях Стратфордским мемориальным музеем (Shakespeare Birthplace Trust) и Serious Games — стартапом, созданным при университете Ковентри (Coventry University).

  • Эта цитата из «Ареопагитики» Джона Мильтона за прошедшие с ее опубликования почти что 370 лет цитировалась тысячи раз в переводах и оригинале (“who kills a Man kills a reasonable creature, Gods Image; but hee who destroyes a good Booke, kills reason it selfe, kills the Image of God”).

  • Группа специалистов из Музея археологии Лондона (Museum of London Archaeology) обнаружила фундамент и часть строений второго по древности лондонского публичного театра — «Куртина» (The Curtain). По мнению Джеймса Шапиро и ряда других исследователей, в «Куртине» прошли премьеры «Каждого в своем нраве» Бена Джонсона и шекспировского «Генриха V». Если это так, то знаменитое «деревянное О» (“wooden O”) из Пролога к «Генриху V» — это «Куртина», а не «Глобус».

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46