Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Новости

  • Кроме наблюдений о карнавальной природе уличной жизни, медицинских практик препарирования мертвецов и перипетий работорговли, он оставил сведения о европейских театрах конца XVI века. Именно Томас Платтер младший впервые рассказал о постановке трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» в театре «Глобус» и описал устройство и игру актеров театра «Куртина».

  • Бесс из Хардвика, происходившая из небогатой дворянской семьи, побывала четыре раза замужем, оставила о себе память как женщина-родоначальница британской аристократии Нового времени. Она сделала уникальную социальную карьеру и стала одной из самых богатых женщин Англии, ее потомки претендовали на английскую и британскую корону. Элизабет Толбот, графиня Шрусбери была известна своей любовью к строительству «чудо-домов» елизаветинской Англии, отличавшихся великолепием, роскошью и архитектурной новизной.

  • Приглашаем принять участие в Конкурсе эссе «Пушкин — Божий псевдоним. Возвращение к классике: миф или реальность?», который проводится Фондом памяти Ильи Тюрина вместе с ИД «Вест-Консалтинг», журналом «Контрабанда», Центральной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова и Музеем-заповедником А. С. Пушкина «Михайловское» (Псковская область).

  • По иронии истории, казни цареубийцы Гая Фокса и короля Карла I Стюарта пришлись почти что на один и тот же день… с разницей в сорок три года. 31 января 1606 г. Фокс должен был быть повешен, выпотрошен и четвертован, но попытался спрыгнуть с эшафота, когда его вынимали из петли, и сломал шею, избежав второй и третьей части мучительной казни. 30 января 1649 г. около лондонского Банкетинг-Холла был обезглавлен Карл Стюарт.

  • Обновилась коллекция подкастов Фолджеровской шекспировской библиотеки. Среди новинок — лекция Деборы Харкнесс (Deborah Harkness) «Жизнь в Лондоне раннего Нового времени», записанная для выставки «Лондон: Открытый город». Эта лекция продолжает рассказ о ключевых точках шекспировского Лондона, где пересекались люди разных сословий и кругов, начатый Джоном Скофилдом (John Schofield) в лекции о соборе св. Павла и Ральфом Коэном (Ralph Cohen) — в лекции о монастыре и театре «Блэкфрайерс». Также на сайте появились запись шекспировской лекции Джонатана Бейта (Jonathan Bate) «Шекспир и эпикурейская традиция», и Джеймса Шапиро «1599: Эссекс и Ирландское восстание». Шапиро размышляет о том, какие переклички с походом Эссекса и английской армии в Ирландию могли возникнуть у зрителей, пришедших на постановку шекспировского «Генриха V».

  • Сборники медицинских рецептов раннего Нового времени привлекают исследователей тем, как причудливо в них сочетается дидактический нарратив (рассказ о чьем-нибудь неожиданном исцелении), эмпирическое наблюдение за свойствами веществ и попытки объяснить, почему данное средство помогло. Рукописных и печатных сборников рецептов XVI–XVII века сохранилось много, но изучены они плохо. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор наиболее любопытных и курьезных текстов, описанных за последние несколько месяцев.

  • Рождество и январь — традиционно хорошее время для ученых-блоггеров: оценки за семестр выставлены, сданы отчеты по грантам, так что можно отдохнуть, дописать начатые статьи, поработать с источниками и рассказать о них читателям своих блогов. Сильвия Моррис, вспоминая песню о весне и зиме в концовке «Бесплодных усилий любви», обращается к описаниям января у современников Шекспира. «Закончилось Рождество, прощайте, пиры, — за работу, земледелец…» — писал Томас Тассер (Thomas Tusser) в стихотворном трактате «Пятьсот советов о сельском хозяйстве» (“Five Hundred Points of Good Husbandrie”, 1573) Обрезать розы, пилить деревья в саду, разбивать комья на полях, чистить голубятню — на ферме много работы, чтобы «восполнить запасы» (“stock to renew”).

  • 9 апреля 1628 г. над деревней Хэтфорд (Hatford) в графстве Беркшир прошел метеоритный дождь. Правда, слова «метеорит» наука раннего Нового времени еще не знала — любое атмосферное явление называли «метеором». Кембриджский профессор, философ-аристотелианец и протестантский богослов Уильям Фалк (William Fulke) в трактате «Метеоры, или простое описание всех видов метеоров, огненных и воздушных, водных и земных…» (“«Meteors, or, A Plain Description of All Kind of Meteors as Well Fiery and Ayrie, as Watry and Earthy…” — книга переиздавалась с середины XVI до середины XVII века), следуя Аристотелю, источником всех атмосферных явлений называл «пары и испарения» (“vapours and exhalations”). «Метеоры» приходят не из совершенного и неизменного надлунного космоса. Пары поднимаются от воды, испарения порождает земля. Поднимаясь вверх и достигая сферы огня, они загораются и падают обратно на землю или падают раньше под собственной тяжестью и воспламеняются в полете. Так получаются «огненные метеоры».

  • Британские и американские научные сообщества продолжают обсуждать пресс-конференцию археологов из Лестерского университета, на которой было объявлено, что найденные в городе останки действительно принадлежат Ричарду III, последнему британскому монарху, павшему на поле битвы.

  • 30 декабря 1630 г., за три месяца до смерти, Джон Донн подписал завещание. Среди прочего, своему давнему другу Роберту Кэру он завещал «этот мой портрет в тенях, сделанный за много лет до того, как я вступил в эту профессию» (т. е. принял сан: “that Picture of mine wch is taken in Shaddowes and was made very many years before I was of this profession”). В завещании этот пункт помещен на самой последней странице. Обычно так делали с менее важными дарами, и юношеский портрет самого Донна в завещании настоятеля собора св. Павла, конечно, должен идти после картин на евангельские сюжеты, медали Дортского синода, денежных подарков хористам и наследства детей. Однако оказалось так, что портрет — последний предмет, прямо названный в завещании (ниже Донн только предлагает другу Джорджу Джеррарду взять любую из оставшихся картин). Донн как будто нарочно замкнул круг, возвращаясь в молодость в последних строках завещания.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45