Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Донн Джон

Портрет Джона Донна кисти Исаака Оливера (1616)Портрет Джона Донна кисти Исаака Оливера (1616)
Имя John Donne
Дата рождения между 24 января и 19 июня 1572 г.
Место рождения Лондон
Дата смерти 31 марта 1631 г.
Место смерти Лондон
Гражданство Англия
Деятельность поэт

Джон Донн [John Donne, правильно произносить: Дан; между 24.01. — 19.06.1572, Лондон, — 31.03.1631, Лондон] — один из самых значительных английских поэтов, младший современник У. Шекспира.

Донн учился в Оксфордском и Кембриджском университетах, побывал в Италии и Испании. Став священником (с 1621 г. он был настоятелем собора св. Павла в Лондоне), Донн прославился своими проповедями. В одной из них есть замечательные слова: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». Эти слова выбрал в качестве эпиграфа Э. Хемингуэй для своего романа «По ком звонит колокол» (1940). В приведенном фрагменте использован концепт (развернутая метафора: человек не остров, а часть материка), присутствует меланхолический и философский взгляд на вещи — все это признаки поэтики «метафизической школы» (барочной школы английской поэзии, получившей развитие в XVII веке). Здесь же изложена концепция, отличающая Донна от представителей ренессансного гуманизма и сближающая его с барокко: человек утрачивает титанизм, самоценность и самодостаточность, он сливается с человечеством и уподобляется природе.

Портрет Джона Донна в молодости работы неизвестного художника (1595)
Портрет Джона Донна в молодости работы неизвестного художника (1595)

Как поэт, Донн прошел путь от жизнерадостной ренессансной лирики (представленной сатирами, элегиями, эпиграммами раннего периода) к религиозно-философской поэзии барокко. Как автор поэм «Анатомия мира» (“An Anatomy of the World”, 1611), «Путь души» (“Of the Progress of the Soul”, 1612), где утверждалась мысль бренности всего земного, он был достаточно признан, однако подлинное открытие Донна произошло после его смерти, когда были опубликованы его стихотворения (1633). В одном из самых известных стихотворений — «Прощание, запрещающее грусть» (“A Valediction Forbidding Mourning”) — есть ставший хрестоматийным пример метафизического концепта: поэт, расставаясь с возлюбленной, просит ее не грустить, поясняя, что души их все равно остаются вместе (идея та же, что в приведенном отрывке из проповеди); переводя идею в образ, Донн выбирает необычную развернутую метафору (концепт) из области науки, подчеркнуто прозаичную и поэтому создающую неожиданный поэтический эффект — души связаны, как ножки циркуля:

Как циркуля игла, дрожа,
Те будет озирать края,
Где кружится моя душа,
Не двигаясь, душа твоя.

(Перевод И. А. Бродского)

Значимы переводы из Донна, осуществленные лауреатом Нобелевской премии И. А. Бродским, исследовательские работы отечественных филологов А. Н. Горбунова, С. А. Макуренковой. Известный исследователь И. О. Шайтанов создал целую научную школу углубленного исследования текстов Донна.


Библиография

Соч.: Donne J. A Collection of Critical Essays / Ed. by H. Gardner, N. Y., 1962; в рус. пер. — Донн Дж. Стихотворения / Пер. с англ. Б. В. Томашевского. Л. : Художественная литература, 1973. 168 с. С. 18–157; Донн Дж. Стихотворения // Английская лирика первой половины XVII века / Сост., общ. ред. А. Н. Горбунова. М. : Изд-во МГУ, 1989.

Лит.: Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI—XVII вв. М. : Изд-во МГУ, 1993; Макуренкова С. А. Джон Данн: Поэтика и риторика. М. : Академия, 1994; Каратеева Т. Е. «Шторм» Джона Донна. Образ сферы и организация художественного пространства // Anglistica. Вып. V: «Жанр и слово в английской поэзии. От Шекспира до Макферсона». М., 1997; Шайтанов И. О. Уравнение с двумя неизвестными (Поэты-метафизики Джон Донн и Иосиф Бродский) // Вопросы литературы. 1998. № 6. C. 3–40; Макаров В. С. Религиозно-философские аспекты творчества Джона Донн : Дис. … канд. филол. наук. М., 2000; Нестеров А. В. Рецепция поэзии Джона Донна в русской литературе : Дис. ... канд. филол. наук. М., 2000; Его же. Фортуна и лира: Некоторые аспекты английской поэзии конца XVI — начала XVII вв. Саратов : ЛИСКА ; СПб. : Симпозиум, 2005; Егорова Л. В. Жанр проповеди в творческой эволюции Джона Донна : Дис. … канд. филол. наук. М., 2001; Хохлова Ю. Л. Религиозная поэзия Джона Донна: Особенности стиля и образной системы : Дис. … канд. филол. наук. СПб., 2001; Осокина С. А. Опыт эпистемологического анализа художественного текста: На материале стихотворных произведений Дж. Донна : Дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2003; Магомедова И. И. «Благочестивая» лирика Джона Донна в интеллектуальном и поэтическом контексте : Дис. … канд. филол. наук. М., 2004; Walton I. The Life of John Donne, Dr. in Divinity, and late Dean of Saint Pauls Church London. London : Printed by J. G. for R. Marriot, and are to be sold at his shop, 1658; Le Comte E. Grace to a Witty Sinner: A Life of Donne. N. Y. : Walker, 1965; Bald R. C. John Donne: A Life. Oxford, 1970; Warnke F. J. John Donne. Amherst : University of Massachusetts, 1987; Empson W. Donne and the Rhetorical Tradition // Empson W. Essays on Renaissance Literature. V. 1 : Donne and the New Philosophy. Cambridge, 1993; Colclough D. John Donne's Professional Lives. Cambridge, 2003; Lim K. John Donne: An Eternity of Song. Penguin, 2005; Stubbs J. Donne: The Reformed Soul. N. Y. : Viking, 2006; Sullivan C. The Rhetoric of the Conscience in Donne, Herbert, and Vaughan. Oxford : Oxford University Press, 2008; Morrissey M. Politics and the Paul's Cross Sermons, 1558-1642. Oxford, 2011; Walton I. The Life of John Donne, Dr. in Divinity, and late Dean of Saint Pauls Church London (1658). Charleston : BiblioBazaar, 2011 (reprint).

Вл. А. Луков

Изображения: Wikimedia


См. также: