Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Программа и сборник аннотаций докладов Всероссийской научной конференции «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?»

Предлагаем Вашему вниманию программу и сборник аннотаций докладов Всероссийской научной конференции «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?» (Москва, 15 ноября 2019 г.).

Программа конференциискачать *.pdf

Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всероссийской научной конференции. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. 48 с. ISBN 978-5-907194-37-3
скачать *.pdf

Российская академия наук
НАУЧНЫЙ СОВЕТ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» РАН
Шекспировская комиссия
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт фундаментальных и прикладных исследований
Шекспировский центр
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА — ГИТИС

15 ноября 2019 г.
проводят

Всероссийскую научную конференцию

«СОВРЕМЕННИКИ ШЕКСПИРА:
ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ БАРДА?»

Английскую литературу конца XVI — первой половины XVII в. мы привычно называем «золотым веком», но в ней обычно видна лишь одна по-настоящему «золотая» фигура — У. Шекспир. У этого давно известного факта есть и своя положительная сторона — Шекспир стимулирует читательский и зрительский интерес к своим современникам, к английской литературе и театру. Не удивительно, что их пьесы чаще всего ставят именно в шекспировских театрах — Royal Shakespeare Company и Shakespeare’s Globe.

Всероссийская научная конференция «Современники Шекспира: выйти из тени Барда?»

Если в XIX в. в России интерес к современникам Шекспира — прежде всего к К. Марло и другим «предшественникам» — лишь зарождался (тут в первую очередь следует вспомнить переводы «Фауста» и исследования Н. И. Стороженко), то в ХХ столетии заметны две волны интереса к современникам Шекспира — издательская и филологическая. Вначале в фокусе оказалась елизаветинская и яковианская драма. В 1920-е и 1960-е гг. вышли в свет одно- и двухтомники Б. Джонсона, К. Марло, Ф. Бомонта и Дж. Флетчера; отдельные пьесы Дж. Вебстера, Дж. Форда, Т. Деккера, Т. Хейвуда. За последние 50 лет этот поток почти прекратился, и на смену ему пришел интерес к поэзии и прозе — Дж. Донну, Ф. Сидни, «метафизикам», «кавалерам», Р. Бертону — интерес напрямую не «шекспировский», но не забывающий Шекспира, держащий его в поле зрения.

Стоим ли мы на пороге новой волны, когда творчество Шекспира будут рассматривать в диалоге с современниками, а «забытые» авторы получат в России новую жизнь, как Вебстер и Донн в англоязычном мире после критических статей Т. С. Элиота? Как показал опыт прошедшей в 2018 г. марловской конференции и более раннего интернет-проекта «Современники Шекспира», существующий академический, читательский, а возможно, и театральный интерес для этого вполне достаточен. Насколько быстро может наступить такой переход, покажет предлагаемая конференция.

Хотелось бы обсудить следующие проблемы (в предварительной формулировке):

  • Насколько актуален взгляд на того или иного автора как «современника Шекспира»?
  • История жанров и взаимовлияние в рамках отдельных произведений и в литературном процессе в целом (драма — памфлет — роман — цикл сонетов и т. д.).
  • Литература и культура шекспировской Англии и последующих эпох: влияния и подражания в разных видах искусства.
  • «Анатомия» жанра и текста.
  • «Пристальное» и «далекое» чтение.
  • Мейнстримные и альтернативные традиции в литературе и культуре шекспировской Англии.
  • Как возникала литературная и театральная репутация в шекспировскую эпоху?
  • Рецепция автора и его творчества в разные эпохи. История интерпретаций его произведений.
  • Английская культура и европейские традиции.
  • Цифровые гуманитарные науки и культура шекспировской Англии.
  • Современники Шекспира в России: парадоксы их рецепции в XIX–XXI вв.
  • Как преподавать английскую литературу конца XVI — первой половины XVII в.?
  • Приглашаем к участию филологов, театроведов, историков, культурологов, искусствоведов и других ученых-гуманитариев, а также практиков театра и всех видов искусств.

Оргкомитет:

  • А. В. Бартошевич, доктор искусствоведения, профессор РИТИ — ГИТИС, главный научный сотрудник сектора современного искусства Запада Государственного института искусствознания, председатель Шекспировской комиссии РАН;
  • Н. В. Захаров, доктор философии (PhD), кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН;
  • В. С. Макаров, кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • Б. Н. Гайдин, кандидат философских наук, начальник научно-исследовательского отдела цифровых технологий Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета;
  • В. А. Рогатин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Института иностранных языков Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина;
  • И. И. Лисович, доктор культурологии, заместитель начальника отдела основных и дополнительных образовательных программ учебно-методического управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; профессор кафедры философии, политологии и культурологии Московского гуманитарного университета.

Рабочие языки конференции — русский и английский.

Регламент:

  • доклад — 20 минут;
  • сообщение — 10 минут.

15 НОЯБРЯ, ПЯТНИЦА

ЗАСЕДАНИЕ I

10:00–11:30

Московский гуманитарный университет (МосГУ),
ул. Юности 5, корп. 3 (м. Выхино),
аудитория 511 (5 этаж)

(модератор — Н. В. Захаров)

Вступительное слово А. В. Бартошевич (ГИИ, РИТИ — ГИТИС, Москва)

И. И. Чекалов (независимый исследователь, Санкт-Петербург)

Перцептивная аберрация у шекспировского Ромео и марстоновского Антонио

Е. В. Халтрин-Халтурина (ИМЛИ РАН, Москва)

О репутации Спенсера и Шекспира: англоязычный и русскоязычный ареалы

Сонеты У. Шекспира в поэтической зарисовке «О, этот удивительный Шекспир!» (Студия ораторского искусства «Мастер слова», рук. — О. О. Намлинская, Московская область, г. о. Балашиха)

Н. Э. Микеладзе (МГУ, Москва)

Кому «свой меч вручает Бог»? (Шекспир и епископ Билсон)

Л. В. Егорова (ВоГУ, Вологда)

Роберт Саутвелл. Возвращение

И. И. Лисович (РАНХиГС, МосГУ, Москва)

«Мудрый правитель» в пьесах К. Марло и У. Шекспира

Д. А. Иванов (МГУ, Москва)

Психология мести в «Испанской трагедии» Т. Кида и трагедии «Тит Андроник» У. Шекспира

В. С. Макаров (ПСТГУ, Москва)

«Мера за меру»: Шекспир в диалоге с младшими современниками

Кофе-брейк

11:30–11:45

ЗАСЕДАНИЕ II

11:45–14:00

(модератор — И. И. Лисович)

В. А. Ковалев (СПбГУП, Санкт-Петербург)

Республика на сцене, монархия в зале. Формирование неоримского дискурса и «Поругание Лукреции» Томаса Хейвуда

А. Г. Волкова (КДС, Калуга)

«Храм» Джорджа Герберта: проблема жанра и композиции

В. А. Рогатин (РГУ им. С. А. Есенина, Рязань)

Попытка хроники в творчестве Бена Джонсона: сочетание психологической драмы и классицизма

А. В. Лампасова (РИТИ — ГИТИС, Москва)

«Маска о черноте» Бена Джонсона и Иниго Джонса — первый театр иллюзии при английском дворе

А. Н. Баранов (ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва)

Перевод из «Матушки Бомби» Джона Лили

Г. М. Кружков (РГГУ, Москва)

Перевод малоизвестной пьесы Томаса Мидлтона “The Tri­umph of Virtue”

К. Е. Крылов (Университет ИТМО, Санкт-Петербург), Е. Е. Крылова (независимый исследователь, Санкт-Петербург)

В тени Шекспира или в его фарватере: как Шекспир помогает популяризации елизаветинской и яковитской драмы

Я. Ю. Муратова (Литинститут им. А. М. Горького, Москва)

Рецепция мифа о Елизавете и «елизаветинского века» в елиза­ветинской Англии XX века в романе А. С. Байетт «Дева в саду»

Обед

14:00–15:00

ЗАСЕДАНИЕ III

15:00–17:00

(модератор — В. С. Макаров)

Н. В. Шипилова (ПСТГУ, Москва)

К вопросу о внешности Тамерлана: биографические источники и их интерпретация в пьесе К. Марло

Б. Н. Гайдин (МосГУ, Москва)

Источники сюжета кинокартины «Урок Фауста» Я. Шванк­майера: народная легенда, К. Марло, И. В. Гёте

Л. С. Артемьева (НГПУ им. К. Минина, Нижний Новгород)

Что такое быть Шекспиром: изображение современников Шекспира в массовой литературе

Н. В. Захаров (МосГУ, Москва)

К. Марло и развлекательно-познавательная туриндустрия

Е. Н. Гринина (СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, Санкт-Петербург)

Пьесы У. Шекспира в жанре квест. Эксперименты петербургских художников драматического театра

А. В. Гик (ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН, Москва)

Шекспир в критических текстах, поэтических произведениях и переводах М. Кузмина

В. А. Колесник (ПСТГУ, Москва)

Натан Филд и театральная полемика раннестюартовской Англии

Студия ораторского искусства «Мастер слова»

(Московская область, г. о. Балашиха)

Руководитель — кандидат социологических наук Оксана Олеговна Намлинская

Сонеты У. Шекспира в поэтической зарисовке

«О, этот удивительный Шекспир!»:

  • Сонет 98. «Нас разлучил апрель»
  • Сонет 52. «Тебя мой друг»
  • Сонет 46. «Мой глаз и сердце издавна в борьбе»
  • Сонет 54. «О внутренней красоте»
  • Сонет 112. «Мой друг»
  • Сонет 91. «Кто хвалится родством…»
  • Сонет 56. «Проснись любовь»

Участники:

  • Алсу Богданова
  • Александр Васильев
  • Евгений Мулюкин
  • Варвара Образцова
  • Алексей Рахманов
  • Сергей Рахманов
  • Диана Рахматулина
  • Алексей Савин
  • Ангелина Чалых

Программа конференциискачать *.pdf

Современники Шекспира: выйти из тени Барда? : сб. аннотаций докладов Всероссийской научной конференции. Москва, 15 ноября 2019 г. / ред.-сост. Н. В. Захаров, В. С. Макаров, Б. Н. Гайдин, В. А. Рогатин. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. 49 с. ISBN 978-5-907017-67-2
скачать *.pdf

Контакты

Николай Владимирович Захаров,
Шекспировский центр
Института фундаментальных и прикладных исследований
Московского гуманитарного университета.

Почтовый адрес: 111395 г. Москва, ул. Юности, 5.

Электронная почта: russhake@gmail.com, nikoltine@yandex.ru.

Тел.: +7 (499) 374-67-23.

Информационная поддержка:

  • Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир»: www.rus-shake.ru;
  • Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира»: www.around-shake.ru;
  • Электронная энциклопедия «Мир Шекспира»: www.world-shake.ru;
  • Интернет-портал Московского гуманитарного университета: www.mosgu.ru;
  • Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»: www.zpu-journal.ru;
  • Электронное научное издание «В. Г. Белинский»: www.vgbelinsky.ru;
  • Электронное научное издание «Н. Г. Чернышевский»: www.ngchernyshevsky.ru.

См. также:


Конференция организована при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-012-00679).