Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Сонеты, Стэнли Уэллс и «энергия сочувствия». Дневник Стратфордской конференции: День 5, 8 августа 2014 г.

Последний день Международной шекспировской конференции в Стратфорде почти полностью был посвящен сонетам Шекспира.

Сонеты, Стэнли Уэллс и «энергия сочувствия». Дневник Стратфордской конференции: День 5, 8 августа 2014 г.

Утреннее заседание открыла профессор университета Оксфорд Брукс Катарина Крэйк. В докладе “Sympathetic Sonnets” воздействие шекспировского текста на читателя предлагается изучать в контексте ренессансной философии дружбы и особой «энергии сочувствия», которую шекспировский текст провоцирует в читателе. Для понимания «Сонетов» важны те тексты, где мотивы чтения и письма текста оказываются рядом: так читатели становятся соавторами, а автор переходит на место читателя. Сонет эмпатичен как жанр, но Шекспир достигает в мастерстве вызывать сочувствие читателя заоблачных высот. Каждый акт сочувственного перечитывания его «Сонетов», в сущности, становится актом дружбы.

В докладе Стивена Регана из Даремского университета “Shakespeare and Modern Poetry” прослежено влияние поэтики Шекспира на творчество У. Йейтса, Т. С. Элиота и У. Х. Одена — трех величайших английских поэтов высокого модернизма. Прием интенсификации ощущения еще до них заимствовали у Шекспира поэты эдвардианской Англии — прежде всего Руперт Брук и Зигфрид Сассун. Из шекспировских трагедий у Йейтса вырастает концепция «трагического веселья». У Элиота от Шекспира идет философия истории, наиболее подробно раскрытая в “Little Gidding”. Один из основных мотивов Оденовского «Моря и зеркала» — меланхолическая тоска о том, что искусство так и не сможет преобразить человечество.

Сонеты, Стэнли Уэллс и «энергия сочувствия». Дневник Стратфордской конференции: День 5, 8 августа 2014 г.
Завершил Международную шекспировскую конференцию в Стратфорде патриарх современного шекспироведения Стэнли Уэллс. В его докладе “„My Name is Will‟: Shakespeare's Sonnets and Autobiography” он, подводя итог своим многолетним исследованиям «Сонетов», сформулировал несколько важных положений:

1. «Сонеты» в издании 1609 г. — скорее всего, неавторизованный Шекспиром текст.

2. Поэтому они не являются единым циклом, подготовленным самим автором к изданию и структурированным по особой логике. Это коллекция текстов, написанных в разное время, в том числе, возможно, очень ранних переложений с латинского и греческого.

3. В «Сонетах2 нет единого «друга» и «смуглой леди» — обращенные к ним сонеты могли быть написаны о разных людях или вообще представляли собой воплощение одиночества и беспокойства автора.

4. В «Сонетах» можно выделить небольшие и явно взаимосвязанные группы стихотворений с повторяющимися образами и темами. Некоторые образы могут выходить и за пределы сонетного цикла: метафора «сахарных сонетов», которую Фрэнсис Мерес применил к шекспировским текстам, найдена Уэллсом и в стихах Роберта Барнфилда (который был знаком с Шекспиром и Мересом). Возможно, в их кругу этот образ имел какой-то особенный смысл, например, относился только к гомоэротическим сонетам.

5. Недвусмысленно к мужчине обращены всего 20 сонетов.

Сонеты, Стэнли Уэллс и «энергия сочувствия». Дневник Стратфордской конференции: День 5, 8 августа 2014 г.
6. «Сонеты» — не литературные упражнения и не автобиографические документы, это попытка разобраться в очень глубоких и очень личных проблемах.

Отвечая на вопрос о том, кто же все-таки мог быть прототипом или прототипами «друга», Стэнли Уэллс дал, по его словам, «самый ценный ответ, который может дать ученый: Я не знаю».

На этом официальная программа Стратфордской конференции завершилась. За пределами нашего обзора остались беседы в кулуарах, на великолепной лужайке Шекспировского института, за кофе-брейком и обедом, в кафе, пабах и на улицах Стратфорда.

Вечером участники конференции могли выбрать один из двух спектаклей: в основном зале — «Генрих IV. Часть первая» (получилось так, что две части этого спектакля зрители увидели в обратном порядке, а на сцене «Лебедя» — «Буйная девушка» (The Roaring Girl) Томаса Миддлтона и Томаса Деккера в постановке Джо Дэвис в викторианских (или точнее, стимпанковых) костюмах и декорациях.

Сонеты, Стэнли Уэллс и «энергия сочувствия». Дневник Стратфордской конференции: День 5, 8 августа 2014 г. Сонеты, Стэнли Уэллс и «энергия сочувствия». Дневник Стратфордской конференции: День 5, 8 августа 2014 г.

См. также:

В. С. Макаров

Фото автора