Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Драммонд Уильям из Хоторндена

Имя William Drummond
of Hawthornden
Дата рождения 13 декабря 1585 г.
Место рождения Замок Хоторнден, Мидлотиан
Дата смерти 4 декабря 1649 г.
Место смерти Хоторнден
Гражданство Шотландия
Деятельность поэт
Прижизненный портрет Уильяма Драммонда кисти Абрахама ван Блиенберха (Abraham van Blijenberch, 1612)
Прижизненный портрет Уильяма Драммонда кисти Абрахама ван Блиенберха (Abraham van Blijenberch, 1612)

Уильям Драммонд из Хоторндена [тж. Дрюмонд, Драммонд из Готорндена; William Drummond of Hawthornden, 13.12.1585, Замок Хоторнден, Мидлотиан, Шотландия — 4.12.1649, там же] — шотландский поэт, литературный последователь Э. Спенсера и Ф. Сидни, младший современник У. Шекспира.

Драммонд происходил из знатного шотландского рода, среди его родственников были придворные, воины и поэты (брат матери куртуазный поэт и переводчик Уильям Фаулер (1560–1612). Драммонды считали, что по материнской линии состояли в родстве с династией Стюартов. Он получил превосходное образование в Королевской высшей школе и Университете Эдинбурга (степень мастера искусства в 1605 г.). В 1606 г. Драммонд совершил путешествие в Лондон, где при дворе служил его отец. Сохранились его воспоминания о праздновании прибытия датского короля. Четыре года Драммонд изучал закон в Бурже и Париже и, вернувшись в Шотландию, в двадцать четыре года унаследовал титул лэрда (1609). Получив в наследство отцовское поместье Хоторнден в десяти километрах от Эдинбурга, оставил занятия правом, поселился в Хоторндене (в отцовском доме, построенном рядом с полуразрушенным замком Дугласов) и посвятил себя писательству. Драммонд никогда не занимал придворных должностей и не имел титулов.

В 1632 г. он женился на Элизабет Логан (Elizabeth Logan), которая родила ему пятерых сыновей и четырех дочерей. Убежденный роялист, Драммонд открыто выражал свои убеждения во время английской революции, писал памфлеты на пуритан и сатиры на парламентариев. Выступал за освобождение Карла I, весть о казни короля сильно подорвала его здоровье. Умер в Хоторндене 4 декабря 1649 г. и был похоронен на погосте своего имения.

Драммонд хорошо знал современную ему европейскую и античную поэзию. В его первой публикации отразилось влияние пасторалей Э. Спенсера и Ф. Сидни (на смерть принца Уэльского Генри “Teares on the Death of Meliades”, 1613). В год смерти Шекспира он издал сборник стихов, посвященных ранней смерти своей невесты “Poems: Amorous, Funerall, Divine, Pastorall: in Sonnets, Songs, Sextains, Madrigals” (1616). С 1618 г. Драммонд вступил в переписку с поэтом Майклом Дрейтоном, которая продлилась до самой смерти последнего. Хорошо освоив древние и современные европейские языки, Драммонд переводил с итальянского Франческо Петрарку (1304–1374), Торквато Тассо (1544–1595), крупного барочного поэта Джамбаттисту Марино (1569–1625), нередко заимствуя и включая их образы и мысли в свои сочинения. В 1623 г. он опубликовал сборник религиозных стихов «Цветы Сиона» (“Flowers of Sion”). Наиболее известное из его прозаических произведений — размышление о смерти и одиночестве «Кипарисовая роща» (“A Cypress Grove”, 1623) — отличается особой мелодичностью. Его история Шотландии, охватывающая период с 1423 по 1524 гг. (“The History of Scotland during the Reigns of the Five Jameses”) в основном связана с его собственными генеалогическими разысканиями. Произведения Драммонда, включая заказные стихи на актуальные события жизни королевского двора, памфлеты, сатиры и гимны, были изданы племянником Мильтона Э. Филипсом в 1655 г.

Бен Джонсон беседует с Уильямом Драммондом (работа Джозефа Ратклиффа Скелтона [Joseph Ratcliffe Skelton])
Бен Джонсон беседует с Уильямом Драммондом (работа Джозефа Ратклиффа Скелтона
[Joseph Ratcliffe Skelton])

Самое известное событие в жизни Драммонда произошло в 1618 г. В его поместье Хоторнден три недели прожил Бен Джонсон во время своего путешествия в Шотландию. В «Беседах Бена Джонсона с Уильямом Драммондом из Хоторндена» (“Ben Jonson's Conversations with William Drummond of Hawthornden”, 1618–1619), которые были обнаружены антикваром Дэвидом Лэнгом (David Laing) и изданы Шекспировским обществом (Shakespeare Society) только спустя два века, содержатся критичные отзывы Бена Джонсона о Шекспире (например, о том, что «этому Шекспиру не хватало мастерства» и пр.). Это надолго создало ему репутацию ревнивого соперника.

В дальнейшем записи бесед с Б. Джонсоном издавались несколько раз. Наиболее достоверным и сверенным со всеми уцелевшими рукописными копиями считается издание 1923 г., что не помешало появлению подозрений по поводу его аутентичности. Сомнения касательно свидетельств Драммонда высказал С. Л. Стейнер в работе «Бен Джонсон и Драммонд» (1925), но окончательно доказать, что «Беседы» являются подделкой так и не удалось. Некоторые учёные приходили к мнению, что Драммонд необоснованно приписал Джонсону негативные отклики о Шекспире, другие исследователи ссылались на то, что Джонсон был критичен в оценке творчества самого шотландца, отзываясь о его поэзии как о «слишком научной». Находились и те, кто намеренно искажали его воспоминания. Так, литератор Роберт Шилз (Robert Shiels) перепечатал выдержки из «Бесед» в «Жизнях великих поэтов Британии и Ирландии» Теофила Киббера (Cibber, 1753. Vol. I: 130–131), куда добавил свои желчные комментарии, способные составить конкуренцию с «мистифицированными» высказываниями Джонсона.

Все эти предположения можно считать недостаточно корректными, учитывая жанровый характер данного произведения, который был сборником застольных предрождественских бесед, литературных анекдотов и слухов. Одно очевидно: рукопись предназначалась не для публичного издания, а для домашнего развлечения.

Скорый на грубые слова и обидные выводы Джонсон прошелся по поводу многих современников и задел не только прах умершего к тому времени Шекспира. Шуток и нареканий были удостоены Э. Спенсер, М. Дрейтон, Дж. Донн, сэр Уолтер Рэли, Ф. Бомонт, Дж. Флетчер, Дж. Чапмен, Дж. Марстон. Надо отметить, что Шекспир был далеко не самым известным из перечисленных авторов: его полное собрание сочинений «Фолио» увидело свет только через четыре года (1623), и Драммонд, скорее всего, знал его лишь как автора поэм «Венера и Адонис», «Обесчещенная Лукреция» и сонетов.

В литературных кругах того времени властвовал не кто иной, как самовлюбленный Б. Джонсон, именно этим обстоятельством, а также вином, выпитым за ужином у гостеприимного хозяина, можно объяснить ту разнузданную свободу суждений поэта о своих соперниках. Впрочем, слава собеседника не помешала Драммонду с иронией вспоминать драматурга: “He (Ben Jonson) is a great lover and praiser of himself, a contemner and scorner of others; given rather to lose a friend than a jest; jealous of every word and action of those about him (especially after drink, which is one of the elements in which he Hveth); a dissembler of ill parts which reign in him, a bragger of some good that he lacketh; thinketh nothing well, but what either he himself, or some of his friends and countrymen, have said or done ; he is passionately kind and angry; careless either to gain or keep; vindictive, but if he be well answered, at himself” (цит. по: Drummond, 1906: 63). Очевидно, что между поэтами существовали доверительные дружеские отношения. Их откровенные суждения стали достоянием общественности, благодаря потомкам, передавшим бумаги Драммонда в «Адвокатскую библиотеку», и пытливому любопытству архивиста, который удосужился заглянуть в них.

Начав собирать книги во время учебы на континенте, Драммонд стал страстным библиофилом. Одним из первых он начал составлять список книг, прочитанных за год (упоминание в одном из таких списков честеровской «Жертвы любви» — наиболее серьезный факт, опровергающий датировку этой книги 1612-м годом в «Игре об Уильяме Шекспире» И. М. Гилилова). В библиотеке Драммонда было около 1200 томов на четырех языках — английском (включая англо-шотландский), французском, испанском и итальянском. Для небогатого дворянина того времени это огромная коллекция, которая обошлась Драммонду недешево, как можно судить по его расходным книгам. В 1626 г. он принес в дар Эдинбургскому университету 360 книг и рукописей из своей коллекции.

Для русскоязычного читателя доступны лишь избранные сонеты Драммонда, например, в переводе Юрия Князева, Владимира Кормана и Александра Лукьянова.


Библиография. Уильям Драммонд из Хоторндена

Соч.: Teares on the Death of Meliades. Edinburgh : Printed by Andro Hart, 1613; Poems: Amorous, Funerall, Diuine, Pastorall // Sonnets, Songs, Sextains, Madrigals. Edinburgh : Printed by Andro Hart, 1616; The Works of William Drummond of Hawthornden: Consisting of Those which Were Formerly Printed, and Those which Were Design'd for the Press. Now Published from the Author's Original Copies / Ed. by Bishop J. Sage and T. Ruddiman. Edinburgh : Printed by James Watson, 1711; Notes of Ben Jonson's Conversations with William Drummond of Hawthornden. L. : Printed for the Shakespeare Society, 1842; Drummond's Opinion: Of Jonson // Conversations of Ben Jonson with William Drummond of Hawthornden / Ed. with an Introduction and notes by Philip Sidney. L. : Gay and Bird, 1906. P. 62–64; William Drummond of Hawthornden Poems and Prose / Ed. by Robert H. MacDonald. The Association for Scottish Literary Studies, 6. Edinburgh ; L. : Scottish Academic Press, 1976. [Еще…]

Лит.: Александров Б. Г. Драммонд // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М. : Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. Стб. 797; Борухов Б. Между филином и пилигримом // Иерусалимский журнал. 2005. № 19. С. 239–246; Sage B. J. The Life of William Drummond of Hawthornden // The Works of William Drummond, of Hawthornden / Ed. by Sage and Th. Ruddiman. Edinburgh : James Watson, 1711. P. i-xi; Cibber Т. William Shakespear // Cibber Т. The Lives of the Poets of Great Britain and Ireland, to the Time of Dean Swift... : In 4 vols. L., 1753. Vol. I. P. 123–143; Masson D. Drummond of Hawthornden: The Story of His Life and Writings. L. : Macmillan and Co, 1873; Scottish poetry: A Critical Survey / Ed. by J. Kinsley. L., 1955; Rae T. I. The Historical Writings of Drummond of Hawthornden // The Scottish Historical Review. 1975. Vol. 54. Р. 22–66; [Еще…]

Н. В. Захаров, В. С. Макаров

Изображения: Scottish National Portrait Gallery,
 Bridgeman Art on Demand


Библиограф. описание: Захаров Н. В., Макаров В. С. Драммонд Уильям из Хоторндена [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/personae/4221.html (архивировано в WebCite) [2013].