Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

18 апреля 2015

Одиночные проекты в шекспиросфере (I): Биографический указатель английской драмы до 1660 г.

Мы в «Современниках Шекспира» очень часто рассказываем об электронных научных проектах, благодаря которым шекспиросфера приобретает новые грани смысла: незаметное становится заметным; то, что казалось несопоставимым, оказывается близким.

Чаще всего эти проекты — плод напряженного коллективного труда, но есть уникальные случаи, когда всю работу выполняет один человек. Такие проекты интересны тем, что в них особенно четко видна преемственность труда интеллектуала вне зависимости от того, какие формы принимает сам текст: от античных энциклопедий до «анатомий» XVI–XVII веков, словарей Джонсона или Даля, до современных тезаурусов и электронных проектов.

ShakespeareAuthorship.com. Биографический указатель английской драмы до 1660 г.

Известный исследователь биографии Шекспира, автор сайта ShakespeareAuthorship.com Дэвид Катман (David Kathman) уже почти десять лет составляет и пополняет биографический указатель исторических фигур, вошедших в историю английской драмы до Реставрации. В указатель вошли драматурги, актеры (и даже канатоходцы и акробаты), пайщики и покровители театральных трупп, участники масок — одним словом, практически все категории людей, связанных с театром.

Указатель достаточно краток: о каждой фигуре (даже очень известных) приведены годы жизни и смерти, все «роли» в театральном мире и ссылка на издания, где о его или ее карьере можно прочесть подробнее. Не стал исключением и Шекспир — о нем написано три слова «драматург, актер, пайщик». Но несмотря на эту краткость, указатель уникален. Во-первых, в нем драматурги и актеры университетских пьес стоят в одном ряду с профессионалами коммерческого и придворного театра — а это значительно расширяет наше представление об английской драматургии раннего Нового времени. Во-вторых, в указателе удобно искать малоизвестные персоналии или тех, кто лишь частично был связан с театром. Не все помнят, например, что Роберт Бертон не только был автором «Анатомии меланхолии», но и написал как минимум одну комедию на латинском языке. Филип Сидни попал в указатель как автор «Королевы мая», Томас Нэш — как соавтор пьес, Джон Донн — как любитель театра и внук драматурга Джона Хейвуда.

Дэвид Катман предлагает нам не просто список имен с пояснениями и справочной литературой, а особый взгляд на английскую культуру XVI–XVII веков, где практически каждый оставивший в ней свой след был так или иначе связан с театром. Это, конечно, не шекспиросфера, — но театросфера, в которой есть место всем — от Шекспира до хористов «детской» труппы школы св. Павла.

Основная часть ссылок взята из монументальных трудов первой половины ХХ века («Елизаветинской сцены» Э. К. Чемберса, ее продолжения до 1660 года, написанного Дж. Бентли, и «Словаря актеров» Э. Нангезера) и дополнена новейшими исследованиями. Сам автор указателя рассматривает его как «пролегомен» к «Биографическому словарю английской драмы», написать который — уже работа для целого коллектива. Для быстрых справок постоянно пополняемый указатель — лучший источник в Интернете.

В. С. Макаров

См. также:


Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).