Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Уоттон Генри

Имя Sir Henry Wotton
Дата рождения 30 марта 1568 г.
Место рождения Ботон Мэлерб,
Кент, Англия
Дата смерти начало декабря 1639 г.
Место смерти Итон
Гражданство Англия
Деятельность писатель, дипломат,
политик, ученый
Портрет сэра Генри Уоттона кисти неизвестного художника (1630-е? г.; Национальная портретная галерея Британии)
Портрет сэра Генри Уоттона кисти неизвестного художника (1630-е? г.; Национальная портретная галерея Британии)

Сэр Генри Уоттон [Sir Henry Wotton; 30.03.1568, Ботон Мэлерб, Кент, Англия — начало декабря 1639, Итон] — английский писатель, дипломат, поэт, автор книг по архитектуре и образованию и ближайший друг Джона Донна. За годы дипломатической службы Уоттон сделал почти все возможное, чтобы дипломатический союз Англии и протестантских территорий Германии с Венецией стал реальностью.

Уоттон родился в семье состоятельного управляющего поместьями в графстве Кент. Его сводный старший брат — политик и дипломат Эдвард барон Уоттон — был старше Генри на двадцать лет. Фрэнсис Бэкон, будущий политик и философ, приходился ему сводным двоюродным братом.

Получив начальное домашнее образование, Уоттон в 1584 г. поступил в Оксфорд, где впервые встретился с Донном, который был младше его на три года. Им удалось сохранить дружбу на всю жизнь. В 1588 г. Уоттону была присуждена степень бакалавра, после чего он на оставленные отцом средства отправился в свою первую поездку на континент, чтобы изучать право и языки. Полгода он прожил в Гейдельберге и год — в Вене, а затем поехал во Флоренцию и Рим. Кроме поистине удивительных лингвистических способностей, Уоттон легко адаптировался к любой стране благодаря веротерпимости: профессора-юристы, у которых он учился в Австрии, были, по его словам, «все набожные паписты, но… меня это не заботит». Скорее всего, во время первой поездки за границу Уоттон был информатором, пересылавшим информацию о политической ситуации в Германии и Италии в Лондон. С лета 1593 г. Уоттон целый год провел в Женеве, в доме «самого образованного человека в Европе» — филолога-классика Исаака Казобона. Через полтора десятка лет старший брат Генри — Эдвард Уоттон — вывезет Казобона в своей свите из Парижа в Лондон после убийства Генриха IV. В Англии Казобон закончит и напечатает свой главный труд — опровержение древности «Герметического корпуса».

Портрет сэра Генри Уоттона, студия Михиля ван Миревельта (ок. 1620)
Портрет сэра Генри Уоттона, студия Михиля ван Миревельта (ок. 1620)

Вернувшись в Англию в 1594 г. после шестилетних странствий по Европе, Уоттон поступил на службу секретарем к графу Эссексу. Отлично владея французским, латинским, немецким и итальянским (и неплохо греческим), Уоттон вел переписку с английскими информаторами на континенте (одним из которых незадолго до того мог быть сам) и выполнял секретные поручения Эссекса. Вероятно, именно Уоттон пригласил Донна участвовать в качестве «джентльмена-добровольца» в морских экспедициях в Кадис (1596) и к Азорским островам (1597). В этих экспедициях (или вскоре после них) Донн написал одни из самых лучших ранних стихотворений — послания «Шторм» и «Штиль» (последнее, по собственному признанию, Бен Джонсон знал наизусть).

В 1599 г. Уоттон последовал за Эссексом в Ирландию (на что Донн откликнулся очередным посланием). Если бы Уоттон остался на службе графа до его неудавшегося лондонского восстания, то, скорее всего, был бы надолго заключен в тюрьму или казнен, как другой секретарь — Генри Кафф. Причины поспешного отъезда из Лондона в конце 1600 г. до конца неясны. По одной версии, Уоттон отправился на континент с новым заданием, по другой — как воспитатель племянника. Как бы то ни было, его ожидало главное приключение в жизни. Фердинанд I, герцог Тосканский, во время аудиенции сообщил Уоттону, что ему известно о планах отравить Иакова VI, короля Шотландии. Уоттон под именем торговца Оттавио Бальди отправился в Эдинбург с письмом и противоядием. Испуганный предыдущими попытками заговоров и переворотов Иаков поверил Уоттону и оставил его у себя при дворе на три месяца. Осенью 1601 г. Уоттон вернулся во Флоренцию.

Впечатление от этого эпизода в карьере будущего дипломата остается сложное. Вполне возможно, что поездка в Эдинбург была частью какой-то сложной игры. За ней мог стоять Роберт Сесил — главный архитектор передачи власти Стюартам, Государственный секретарь и Лорд-хранитель малой печати. Почему герцог Тосканский доверился молодому англичанину? Почему в Эдинбург нельзя было послать приближенного итальянца? Ответов на эти вопросы мы уже не получим.

Как бы то ни было, вскоре после смены династии Уоттон был вызван в Лондон. Еще из Венеции он написал письмо Сесилу, где признал, что верно служил Эссексу, но теперь готов предложить «вечную верность и преданность» новому творцу внешней политики. В Лондоне Генри был посвящен в рыцари и получил новое назначение — послом в Венецию, где не было постоянного английского представителя с середины XVII века. Начинался лучший период его карьеры.

Одоардо Фиалетти (?). Аудиенция у венецианского дожа (1600–1620, фрагмент). Сэр Генри Уоттон — в черном, справа от дожа.
Одоардо Фиалетти (?). Аудиенция у венецианского дожа (1600–1620, фрагмент).
Сэр Генри Уоттон — в черном, справа от дожа.

Венеция первой половины XVII века находилась в затяжном конфликте с Римом, что делало республику очень притягательной для Англии. В 1606 г. папа Павел V наложил на Венецию интердикт, но не добился ее покорности. Кроме дожа и Совета десяти, важную роль в противостоянии с Римом сыграл богослов Паоло Сарпи, в будущем автор «Истории Тридентского собора». Не покушаясь на реформацию, Сарпи (по словам Уоттона, «твердый протестант под монашескими одеждами») и его круг стремились отстоять политические интересы Венеции. Уоттон вначале вел переговоры о военной помощи на случай нападения папской армии, а когда острота конфликта спала, пытался наладить «культурный обмен» между Венецией и Англией. В эпоху, когда дипломатическая корреспонденция из Лондона шла несколько недель, дипломату приходилось часто действовать на свой страх и риск, интерпретируя политику двора так, как он сам ее понимал. Положение еще усложнялось из-за борьбы придворных группировок (например, сторонников мира с Испанией против тех, кто мечтал о союзе протестантских стран с Савойей и Венецией — среди последних было много старых друзей Уоттона по кругу Эссекса). Первое посольство завершилось неожиданно: когда Уоттону не удалось добиться разрешения продавать в Венеции политические трактаты Иакова I, он подал в отставку.

Новым назначением Уоттона стала миссия в Савойе, где он вел переговоры о браке принца Генри и принцессы Елизаветы и о военном союзе с герцогом Карлом Эммануилом, но и этим планам не суждено было сбыться. В июне 1612 г. Уоттон вернулся в Англию, где его догнал дипломатический скандал: за восемь лет до того, находясь в Аугсбурге, Уоттон записал в альбоме одного из друзей фразу, которая прославила его (большая часть упоминаний Уоттона в Интернете воспроизводит только эту фразу): «Посол — это честный человек, отправленный за границу лгать ради своей страны» (в оригинале — по-латински: «Legatus est vir bonus peregre missus ad mentiendum rei publicae causa»). В переводе его первого биографа Исаака Уолтона появляется игра слов: “An ambassador is an honest man, sent to lie abroad for the good of his country” — “lie” могло также означать «временно проживать». Король воспринял шутку Уоттона очень серьезно, несмотря на то, что прошло немало времени и обнародована она была Каспаром Шоппе, известным критиком политической теории Иакова. Уолтон считал, что именно в это время сэр Генри написал одно из своих немногих стихотворений «Характер счастливой жизни» (в русском переводе Г. Бена «Рецепт счастливой жизни»), которое, вместе с посвящением Елизавете, королеве Богемской, входило во многие поэтические хрестоматии XVIII–XX веков. В Лондоне в 1613 г. Уоттон стал свидетелем пожара в «Глобусе» на представлении шекспировского «Генриха VIII», что и описал в переписке с друзьями.

Титульный лист первого издания «Уоттонианских реликвий»
Титульный лист первого издания «Уоттонианских реликвий»

Скоро дипломатические способности Генри Уоттона снова оказались востребованы: в 1614–1615 гг. во время кризиса вокруг герцогства Юлих-Клеве-Берг Уоттон находится с миссией в Голландии. После неудачной попытки спасти Клеве от испанского вторжения посол с помощью своих французских коллег прекратил кризис, подготовив проект мирного договора, а заодно и несколько торговых соглашений с Генеральными штатами.

Реабилитировавшись в глазах короля, Уоттон получил приказ возвращаться в Венецию, где и провел еще семь лет, периодически выезжая с миссиями в Германию. В одну из таких поездок Уоттон напрасно пытался остановить начинавшуюся Тридцатилетнюю войну. После битвы на Белой горе стало ясно, что все начинания Уоттона обернулись прахом: антииспанского и антигабсбургского союза не будет, отношения посла с дожем ухудшаются с каждым годом, да и сил с каждым годом меньше, а оплата посольских расходов все сильнее задерживается. Уоттон оказался на грани разорения и начал искать новую должность. За годы работы в Венеции он часто выступал как комиссионер, покупая и заказывая картины и статуи для королевской коллекции и для герцога Бэкингема. Бэкингем помог Уоттону получить место провоста (ректора) одной из лучших школ Англии — Итон-колледжа.

В Итоне прошли последние тринадцать лет жизни Уоттона. Новый король — Карл I — оплатил накопившиеся за годы службы долги в обмен на отказ от всех синекур и придворных должностей. Уоттон занимался реформой преподавания греческого и латинского в школе, записал некоторые воспоминания о европейских монархах и венецианских дожах, с которыми был знаком, по просьбе короля составил несколько записок по образованию и истории. Приняв сан дьякона в 1624 г., Уоттон написал несколько религиозных медитаций. В Итоне он встретил своего будущего биографа Исаака Уолтона — обоих объединяла любовь к рыбалке. Уоттон умер в начале декабря 1639 г., завещав королю свой политический архив и небольшую коллекцию картин.

Уолтон не только написал первую биографию сэра Генри, но и собрал его сохранившиеся труды и письма, издав их под заглавием «Уоттонианские реликвии» (Reliquiae Wottonianae). При жизни Уоттона, кроме нескольких медитаций и политических сочинений (панегирика Карлу I и жизни герцога Бэкингема), вышел только самый большой его труд — «Элементы архитектуры» — своеобразный творческий конспект сочинений Витрувия и ренессансных архитекторов.

Уоттон — один из последних «ренессансных гуманистов» в английской культуре. Разносторонне образованный знаток языков, философии, архитектуры, он привозил для Фрэнсиса Бэкона из Европы труды Кеплера и Тихо Браге (и сам встречался с Кеплером), сохранил для нас письма Джона Донна, был свидетелем и участником сложной английской дипломатии в переходный период истории Европы. Его наследие заслуживает более полного и подробного изучения.

В. С. Макаров

Изображения: National Portrait Gallery, Wikimedia Commons

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира


Библиография. Сэр Генри Уоттон

Соч.: Wotton H. et al. Reliquiae Wottonianae; or, A Collection of Lives, Letters, Poems, : with Characters of Sundry Personages: and Other Incomparable Pieces of Language and Art. Also Additional Letters to Several Persons not before Printed. L. : Printed for B. Tooke... and T. Sawbridge..., 1685. 818 p.; Smith L. P., Wotton H. The Life and Letters of Sir Henry Wotton. Oxford : Clarendon Press, 1907. 552 p.; в рус. пер. — Елизавете Богемской / пер. А. Лукьянова [Электронный ресурс] // Поэзия.ру. 21.01.2005. URL: http://www.poezia.ru/article.php?sid=31086 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.11.2013); Послания Донна к Уоттону / пер. Г. М. Кружкова. См.: Донн Дж. Стихотворения и поэмы. М. : Наука, 2009. (Серия «Литературные памятники»). С. 156–161. [Примечания: С. 499–501]; De Morte / подстрочный пер. А. Нестерова. См.: Нестеров А. Поэзия и стереометрия, или Перевод как воля и представление // Иностранная литература. 2010. № 12. То же. [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2010/12/ne14.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.11.2013); Рецепт счастливой жизни / пер. Г. Бена. См.: [Пользователь mizantropus13] Сэр Генри Уоттон (1568–1639) [Электронный ресурс] // LiveInternet. 25.07.2012. URL: http://www.liveinternet.ru/users/mizantropus13/post229114599/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.11.2013). Цит. приведена по изданию: Семь веков английской поэзии : 3 кн. / сост. Е. В. Витковский. М. : Водолей Publishers, 2007. [Еще…]

Лит.: Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение / пер. А. Кавтаскина под ред. Т. Баскаковой. М. : Алетейя ; Энигма, 1999; Брекоткина И. П. Социальный статус художника в английском обществе первой половины XVII века // Вестник Удмуртского университета. 2006. №12. С. 3–10; Домнина Е. Г. Церемониал приема английских послов в Венеции в раннее Новое время // Средние века. 2011. Вып. 72 (1/2) : Исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. С. 214–224; Walton I. Lives of John Donne, Henry Wotton, Richard Hooker and George Herbert. L. ; Glasgow ; N. Y. : George Routledge and Sons, 1888; Ward S. A. W. Sir Henry Wotton: A Biographical Sketch. Westminster, A. Constable & Co., 1898; O’Neil J. J. Sir Henry Wotton, Jacobean Diplomat: The Early Career to 1612 : Thesis/dissertation. Loyola University of Chicago, 1982; Curzon, G. Wotton and His Worlds: Spying, Science and Venetian Intrigues. [Philadelphia, PA] : Xlibris Corp., 2003; Loomie A. J. Wotton, Sir Henry (1568–1639) [Электронный ресурс] // Oxford Dictionary of National Biography. Oxford University Press, 2004. URL: http://www.oxforddnb.com/view/article/30001 (дата обращения: 28.10.2013). [Еще…]


Библиограф. описание: Макаров В. С. Уоттон Генри [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/personae/4552.html (архивировано в WebCite) [2013].