Уоттон Генри
Имя | Sir Henry Wotton |
Дата рождения | 30 марта 1568 г. |
Место рождения | Ботон Мэлерб, Кент, Англия |
Дата смерти | начало декабря 1639 г. |
Место смерти | Итон |
Гражданство | Англия |
Деятельность | писатель, дипломат, политик, ученый |
![]() |
Портрет сэра Генри Уоттона кисти неизвестного художника (1630-е? г.; Национальная портретная галерея Британии) |
Сэр Генри Уоттон [Sir Henry Wotton; 30.03.1568, Ботон Мэлерб, Кент, Англия — начало декабря 1639, Итон] — английский писатель, дипломат, поэт, автор книг по архитектуре и образованию и ближайший друг Джона Донна. За годы дипломатической службы Уоттон сделал почти все возможное, чтобы дипломатический союз Англии и протестантских территорий Германии с Венецией стал реальностью.
Уоттон родился в семье состоятельного управляющего поместьями в графстве Кент. Его сводный старший брат — политик и дипломат Эдвард барон Уоттон — был старше Генри на двадцать лет. Фрэнсис Бэкон, будущий политик и философ, приходился ему сводным двоюродным братом.
Получив начальное домашнее образование, Уоттон в 1584 г. поступил в Оксфорд, где впервые встретился с Донном, который был младше его на три года. Им удалось сохранить дружбу на всю жизнь. В 1588 г. Уоттону была присуждена степень бакалавра, после чего он на оставленные отцом средства отправился в свою первую поездку на континент, чтобы изучать право и языки. Полгода он прожил в Гейдельберге и год — в Вене, а затем поехал во Флоренцию и Рим. Кроме поистине удивительных лингвистических способностей, Уоттон легко адаптировался к любой стране благодаря веротерпимости: профессора-юристы, у которых он учился в Австрии, были, по его словам, «все набожные паписты, но… меня это не заботит». Скорее всего, во время первой поездки за границу Уоттон был информатором, пересылавшим информацию о политической ситуации в Германии и Италии в Лондон. С лета 1593 г. Уоттон целый год провел в Женеве, в доме «самого образованного человека в Европе» — филолога-классика Исаака Казобона. Через полтора десятка лет старший брат Генри — Эдвард Уоттон — вывезет Казобона в своей свите из Парижа в Лондон после убийства Генриха IV. В Англии Казобон закончит и напечатает свой главный труд — опровержение древности «Герметического корпуса».
![]() |
Портрет сэра Генри Уоттона, студия Михиля ван Миревельта (ок. 1620) |
Вернувшись в Англию в 1594 г. после шестилетних странствий по Европе, Уоттон поступил на службу секретарем к графу Эссексу. Отлично владея французским, латинским, немецким и итальянским (и неплохо греческим), Уоттон вел переписку с английскими информаторами на континенте (одним из которых незадолго до того мог быть сам) и выполнял секретные поручения Эссекса. Вероятно, именно Уоттон пригласил Донна участвовать в качестве «джентльмена-добровольца» в морских экспедициях в Кадис (1596) и к Азорским островам (1597). В этих экспедициях (или вскоре после них) Донн написал одни из самых лучших ранних стихотворений — послания «Шторм» и «Штиль» (последнее, по собственному признанию, Бен Джонсон знал наизусть).
В 1599 г. Уоттон последовал за Эссексом в Ирландию (на что Донн откликнулся очередным посланием). Если бы Уоттон остался на службе графа до его неудавшегося лондонского восстания, то, скорее всего, был бы надолго заключен в тюрьму или казнен, как другой секретарь — Генри Кафф. Причины поспешного отъезда из Лондона в конце 1600 г. до конца неясны. По одной версии, Уоттон отправился на континент с новым заданием, по другой — как воспитатель племянника. Как бы то ни было, его ожидало главное приключение в жизни. Фердинанд I, герцог Тосканский, во время аудиенции сообщил Уоттону, что ему известно о планах отравить Иакова VI, короля Шотландии. Уоттон под именем торговца Оттавио Бальди отправился в Эдинбург с письмом и противоядием. Испуганный предыдущими попытками заговоров и переворотов Иаков поверил Уоттону и оставил его у себя при дворе на три месяца. Осенью 1601 г. Уоттон вернулся во Флоренцию.
Впечатление от этого эпизода в карьере будущего дипломата остается сложное. Вполне возможно, что поездка в Эдинбург была частью какой-то сложной игры. За ней мог стоять Роберт Сесил — главный архитектор передачи власти Стюартам, Государственный секретарь и Лорд-хранитель малой печати. Почему герцог Тосканский доверился молодому англичанину? Почему в Эдинбург нельзя было послать приближенного итальянца? Ответов на эти вопросы мы уже не получим.
Как бы то ни было, вскоре после смены династии Уоттон был вызван в Лондон. Еще из Венеции он написал письмо Сесилу, где признал, что верно служил Эссексу, но теперь готов предложить «вечную верность и преданность» новому творцу внешней политики. В Лондоне Генри был посвящен в рыцари и получил новое назначение — послом в Венецию, где не было постоянного английского представителя с середины XVII века. Начинался лучший период его карьеры.
![]() |
Одоардо Фиалетти (?). Аудиенция у венецианского дожа (1600–1620, фрагмент). Сэр Генри Уоттон — в черном, справа от дожа. |
Венеция первой половины XVII века находилась в затяжном конфликте с Римом, что делало республику очень притягательной для Англии. В 1606 г. папа Павел V наложил на Венецию интердикт, но не добился ее покорности. Кроме дожа и Совета десяти, важную роль в противостоянии с Римом сыграл богослов Паоло Сарпи, в будущем автор «Истории Тридентского собора». Не покушаясь на реформацию, Сарпи (по словам Уоттона, «твердый протестант под монашескими одеждами») и его круг стремились отстоять политические интересы Венеции. Уоттон вначале вел переговоры о военной помощи на случай нападения папской армии, а когда острота конфликта спала, пытался наладить «культурный обмен» между Венецией и Англией. В эпоху, когда дипломатическая корреспонденция из Лондона шла несколько недель, дипломату приходилось часто действовать на свой страх и риск, интерпретируя политику двора так, как он сам ее понимал. Положение еще усложнялось из-за борьбы придворных группировок (например, сторонников мира с Испанией против тех, кто мечтал о союзе протестантских стран с Савойей и Венецией — среди последних было много старых друзей Уоттона по кругу Эссекса). Первое посольство завершилось неожиданно: когда Уоттону не удалось добиться разрешения продавать в Венеции политические трактаты Иакова I, он подал в отставку.
Новым назначением Уоттона стала миссия в Савойе, где он вел переговоры о браке принца Генри и принцессы Елизаветы и о военном союзе с герцогом Карлом Эммануилом, но и этим планам не суждено было сбыться. В июне 1612 г. Уоттон вернулся в Англию, где его догнал дипломатический скандал: за восемь лет до того, находясь в Аугсбурге, Уоттон записал в альбоме одного из друзей фразу, которая прославила его (большая часть упоминаний Уоттона в Интернете воспроизводит только эту фразу): «Посол — это честный человек, отправленный за границу лгать ради своей страны» (в оригинале — по-латински: «Legatus est vir bonus peregre missus ad mentiendum rei publicae causa»). В переводе его первого биографа Исаака Уолтона появляется игра слов: “An ambassador is an honest man, sent to lie abroad for the good of his country” — “lie” могло также означать «временно проживать». Король воспринял шутку Уоттона очень серьезно, несмотря на то, что прошло немало времени и обнародована она была Каспаром Шоппе, известным критиком политической теории Иакова. Уолтон считал, что именно в это время сэр Генри написал одно из своих немногих стихотворений «Характер счастливой жизни» (в русском переводе Г. Бена «Рецепт счастливой жизни»), которое, вместе с посвящением Елизавете, королеве Богемской, входило во многие поэтические хрестоматии XVIII–XX веков. В Лондоне в 1613 г. Уоттон стал свидетелем пожара в «Глобусе» на представлении шекспировского «Генриха VIII», что и описал в переписке с друзьями.
![]() |
Титульный лист первого издания «Уоттонианских реликвий» |
Скоро дипломатические способности Генри Уоттона снова оказались востребованы: в 1614–1615 гг. во время кризиса вокруг герцогства Юлих-Клеве-Берг Уоттон находится с миссией в Голландии. После неудачной попытки спасти Клеве от испанского вторжения посол с помощью своих французских коллег прекратил кризис, подготовив проект мирного договора, а заодно и несколько торговых соглашений с Генеральными штатами.
Реабилитировавшись в глазах короля, Уоттон получил приказ возвращаться в Венецию, где и провел еще семь лет, периодически выезжая с миссиями в Германию. В одну из таких поездок Уоттон напрасно пытался остановить начинавшуюся Тридцатилетнюю войну. После битвы на Белой горе стало ясно, что все начинания Уоттона обернулись прахом: антииспанского и антигабсбургского союза не будет, отношения посла с дожем ухудшаются с каждым годом, да и сил с каждым годом меньше, а оплата посольских расходов все сильнее задерживается. Уоттон оказался на грани разорения и начал искать новую должность. За годы работы в Венеции он часто выступал как комиссионер, покупая и заказывая картины и статуи для королевской коллекции и для герцога Бэкингема. Бэкингем помог Уоттону получить место провоста (ректора) одной из лучших школ Англии — Итон-колледжа.
В Итоне прошли последние тринадцать лет жизни Уоттона. Новый король — Карл I — оплатил накопившиеся за годы службы долги в обмен на отказ от всех синекур и придворных должностей. Уоттон занимался реформой преподавания греческого и латинского в школе, записал некоторые воспоминания о европейских монархах и венецианских дожах, с которыми был знаком, по просьбе короля составил несколько записок по образованию и истории. Приняв сан дьякона в 1624 г., Уоттон написал несколько религиозных медитаций. В Итоне он встретил своего будущего биографа Исаака Уолтона — обоих объединяла любовь к рыбалке. Уоттон умер в начале декабря 1639 г., завещав королю свой политический архив и небольшую коллекцию картин.
Уолтон не только написал первую биографию сэра Генри, но и собрал его сохранившиеся труды и письма, издав их под заглавием «Уоттонианские реликвии» (Reliquiae Wottonianae). При жизни Уоттона, кроме нескольких медитаций и политических сочинений (панегирика Карлу I и жизни герцога Бэкингема), вышел только самый большой его труд — «Элементы архитектуры» — своеобразный творческий конспект сочинений Витрувия и ренессансных архитекторов.
Уоттон — один из последних «ренессансных гуманистов» в английской культуре. Разносторонне образованный знаток языков, философии, архитектуры, он привозил для Фрэнсиса Бэкона из Европы труды Кеплера и Тихо Браге (и сам встречался с Кеплером), сохранил для нас письма Джона Донна, был свидетелем и участником сложной английской дипломатии в переходный период истории Европы. Его наследие заслуживает более полного и подробного изучения.
В. С. Макаров
Изображения: National Portrait Gallery, Wikimedia Commons
Vladimir Makarovon
Соч.: Wotton H. et al. Reliquiae Wottonianae; or, A Collection of Lives, Letters, Poems, : with Characters of Sundry Personages: and Other Incomparable Pieces of Language and Art. Also Additional Letters to Several Persons not before Printed. L. : Printed for B. Tooke... and T. Sawbridge..., 1685. 818 p.; Smith L. P., Wotton H. The Life and Letters of Sir Henry Wotton. Oxford : Clarendon Press, 1907. 552 p.; в рус. пер. — Елизавете Богемской / пер. А. Лукьянова [Электронный ресурс] // Поэзия.ру. 21.01.2005. URL: http://www.poezia.ru/article.php?sid=31086 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.11.2013); Послания Донна к Уоттону / пер. Г. М. Кружкова. См.: Донн Дж. Стихотворения и поэмы. М. : Наука, 2009. (Серия «Литературные памятники»). С. 156–161. [Примечания: С. 499–501]; De Morte / подстрочный пер. А. Нестерова. См.: Нестеров А. Поэзия и стереометрия, или Перевод как воля и представление // Иностранная литература. 2010. № 12. То же. [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2010/12/ne14.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.11.2013); Рецепт счастливой жизни / пер. Г. Бена. См.: [Пользователь mizantropus13] Сэр Генри Уоттон (1568–1639) [Электронный ресурс] // LiveInternet. 25.07.2012. URL: http://www.liveinternet.ru/users/mizantropus13/post229114599/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.11.2013). Цит. приведена по изданию: Семь веков английской поэзии : 3 кн. / сост. Е. В. Витковский. М. : Водолей Publishers, 2007. [Еще…]
Лит.: Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение / пер. А. Кавтаскина под ред. Т. Баскаковой. М. : Алетейя ; Энигма, 1999; Брекоткина И. П. Социальный статус художника в английском обществе первой половины XVII века // Вестник Удмуртского университета. 2006. №12. С. 3–10; Домнина Е. Г. Церемониал приема английских послов в Венеции в раннее Новое время // Средние века. 2011. Вып. 72 (1/2) : Исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. С. 214–224; Walton I. Lives of John Donne, Henry Wotton, Richard Hooker and George Herbert. L. ; Glasgow ; N. Y. : George Routledge and Sons, 1888; Ward S. A. W. Sir Henry Wotton: A Biographical Sketch. Westminster, A. Constable & Co., 1898; O’Neil J. J. Sir Henry Wotton, Jacobean Diplomat: The Early Career to 1612 : Thesis/dissertation. Loyola University of Chicago, 1982; Curzon, G. Wotton and His Worlds: Spying, Science and Venetian Intrigues. [Philadelphia, PA] : Xlibris Corp., 2003; Loomie A. J. Wotton, Sir Henry (1568–1639) [Электронный ресурс] // Oxford Dictionary of National Biography. Oxford University Press, 2004. URL: http://www.oxforddnb.com/view/article/30001 (дата обращения: 28.10.2013). [Еще…]
Библиограф. описание: Макаров В. С. Уоттон Генри [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/personae/4552.html (архивировано в WebCite) [2013].