Ланьер Эмилия
Имя | Emilia Lanier |
Дата рождения | январь 1569 г. |
Место рождения | Бишопсгейт |
Дата смерти | апрель 1645 г. |
Место смерти | Лондон |
Гражданство | Англия |
Деятельность | поэтесса |
Портрет работы Николаса Хиллиарда (Nicholas Hilliard), на котором, как полагают некоторые исследователи, изображена Эмилия Ланьер (1593) |
Эмилия Ланьер [тж. Лэньер, Emilia Lanier; тж. Lanyer; ок. 1569, крещена 27.01.1569; Бишопсгейт — 1645, похоронена 3.04.1645, Клеркенвелл, Лондон] — первая английская женщина, которая утвердила себя как профессиональный поэт, выпустив сборник Salve Deus Rex Judaeorum («Слава тебе, Господь, царь иудейский», 1611).
Писатель была крещена в приходе церкви св. Ботольфа в Бишопсгейте — на окраине Лондона, где жили «иностранные музыканты и артисты театра 27 января 1569 г. Она была дочерью Баптисты Бассано и Маргарет Джонсон. Ничего определенного о матери Ланьер не известно, кроме того, что она была похоронена в Бишопсгейте 7 июля 1587 г. Возможно, это та самая Маргарет Джонсон, которая приходилась тетей Роберту Джонсону (1583?–1633), лютнисту и композитору, музыканту труппы Шекспира, а впоследствии музыканту при дворе Карла I. Семья отца Эмилии, Бассано, были придворными музыкантами, прибывшими в Англию из Венеции в конце царствования Генриха VIII. Возможно, они были крещеными евреями. У Эмилии была старшая сестра Анжела (ум. в 1584 г.), и два брата, Льюис и Филипп, умершие в юности. Их отец умер, когда Эмилии было семь лет, он также похоронен в Бишопсгейте 11 мая 1576 г. Эмилия помогала по дому у Сьюзен Вингфилд, впоследствии Сьюзен Берти, графини Кентской, а позже оказалась в прислугах у Маргарет, графини Кумберлендской, и ее дочери Энн Клиффорд. Вероятно, она училась вместе со знатными девушками, которым прислуживала, ее сочинения обнаруживают знакомство с поэтическими жанрами и формами и с Женевской Библией.
В молодости Эмилия часто бывала при дворе Елизаветы и стала любовницей Генриха Кэри, лорда Хенсдона, который был старше ее на сорок пять лет, содержал ее в большой роскоши и обеспечил доходом в сорок фунтов в год. Не существует убедительных доказательств ни того, что Ланьер была любовницей Уильяма Шекспира (гипотеза, выдвинутая Роузом), ни того, что она была «темноглазой леди» из сонетов Мильтона. Она забеременела в возрасте двадцати трех лет, Хенсдон от нее откупился, и Эмилия 10 октября 1592 г. вышла замуж за своего двоюродного брата Альфонсо Ланьер, королевского музыканта. Ланьер были родом из Руана и приехали в Англию при Елизавете. Альфонсо был участником ансамбля, созданного пятью братьями Бассано, в который входил и отец Эмилии, Баптиста. Альфонсо добровольцем участвовал в экспедиции Эссекса на Азорские острова в 1597 г., нес какую-то службу в Ирландии. Он был одним из пятидесяти девяти музыкантов, которые играли на похоронах Елизаветы, а после ее смерти поступил на службу к королю Иакову. Его приблизил самый близкий советник Елизаветы Уильям Сесил, лорд Берли, и он получил монополию на взвешивание сена и соломы в Лондоне (шесть пенсов за каждый воз сена и три пенса за каждый воз соломы, привезенный в Лондон и Вестминстер). После его смерти в 1613 г. Эмилия Ланьер передала это право шурину, очевидно, с расчетом, что будет продолжать получать часть доходов, хотя ее право на этот доход стало впоследствии предметом споров.
У Ланьер было много выкидышей, но по крайней мере двое детей — сын (возможно, от Хенсдона) по имени Генрих, родившийся в начале 1593 г., и дочь, Одиллия, родившаяся в декабре 1598 г., умершая в десятимесячном возрасте. Генрих стал одним из королевских флейтистов 29 сентября 1629 г.
Многое из того, что сейчас известно о Ланьер, заимствовано из записных книжек астролога Саймона Формана, к которому она впервые обратилась 17 мая 1597 г. Форман оставил ее единственное описание, отметив бородавку на шее. Ланьер обращалась к Форману снова 3 и 16 июня, спрашивая, получит ли ее муж повышение по службе. Форман записал, что она несчастна в замужестве, муж плохо с нею обращался и растратил ее имущество. Форман рассчитывал, что такая ситуация позволит ему с нею сблизиться, но несмотря на непрерывные контакты в течение нескольких лет она отказалась от его ухаживаний.
Титульный лист сборника Salve Deus Rex Judæaeorum Эмилии Ланьер («Слава тебе, Господь, царь иудейский», 1611) |
В 1611 г., в возрасте сорока двух лет, Ланьер опубликовала книгу стихотворений «Слава тебе, Господь, царь иудейский». Два предисловия и послесловие написаны прозой. Книга издавалась дважды, но содержание существующих экземпляров затрудняет реконструкцию этих публикаций. Сохранилось девять экземпляров сборника; ссылки современников на книгу Ланьер не известны.
Книга Ланьер может быть названа феминистской. И вступительные стихотворения, и первое стихотворение сборника содержат доводы в пользу женского религиозного и социального равенства, а пространная версия стихотворения, адресованного Энн Клиффорд (которой книга фактически посвящена) — фразу, направленную против классовых привилегий. Кроме вступительных стихотворений, книга Ланьер состоит из длинной поэмы в 1840 строк «Слава тебе, Господь, царь иудейский», «Описание Кукхэма» и заключительного прозаического обращения «К сомневающемуся читателю», в котором Ланьер пишет, что она придумала заглавие книги задолго до того, как ее написала, рассчитывая на божественное покровительство. «Слава тебе, Господь, царь иудейский» является размышлением о том, что мужчины (а не женщины) ответственны за распятие Христа на кресте. Далее в обширном разделе «Апология Евы в защиту женщин» Ланьер доказывает, что Ева менее виновна, чем Адам.
«Описание Кукхэма» (Description of Cookham) является первой сельской поэмой, изданной на английском языке. В поэме, построенной по классическому принципу, Ланьер изображает достоинства героини поэмы, Маргарет, графини Кумберлендской, с уважением представляя ее в окружении флоры и фауны.
После смерти мужа Ланьер, по крайней мере частично, существовала за счет содержания школы, как она говорила, для «детей различных лиц с состоянием и пониманием». Летом 1617 г. она арендовала для этой цели дом в аристократическом лондонском пригороде. Однако почти немедленно Ланьер и арендатор оказались вовлечены в серию судебных тяжб; в какой-то момент она была даже арестована — событие, мало способствовавшее доверию родителей учеников. Эмилия потеряла большинство учащихся, но проживала в этом доме до августа 1619 г., когда оставила его, не оплатив аренду за середину лета, после чего была арестована снова.
Ланьер привлекается к суду и в 1635 г. (в возрасте шестидесяти шести лет), через два года после смерти сына. Ей полагалось получать половину прибыли от взвешивания сена и соломы, патент на которое она передала брату покойного мужа Иннокентию, но получила она только восемь фунтов. Она говорила на суде, что живет в большой нужде и должна обеспечивать двух внуков. Иск усложнялся тем, что за прошедшие после смерти ее мужа годы ответчик передал этот патент другому брату, Клементу. Карл I повелел выплачивать Ланьер двадцать фунтов в год, но ей пришлось обращаться в суд и на следующий год, поскольку получила она только четыре фунта. Юридические споры продолжались непрерывно до 1638 г., причем Клементу неоднократно присуждали выплачивать ей долю, а он постоянно жаловался, что патент не приносит прибыли. Смогла ли Ланьер когда-либо получить полную сумму, которая ей причиталась, неясно, но она умерла в возрасте семидесяти шести лет в статусе «пенсионерки», то есть обладающей регулярным доходом, и была похоронена 3 апреля 1645 г. в Клеркенвелле.
Такова судьба женщины, которую подозревают в том, что именно она и была вдохновительницей сонетов Шекспира.
Наиболее полно ее творчество представлено в книге «Стихотворения Эмилии Ланьер», подготовленной Сюзанной Вудс (The Poems of Aemilia Lanyer, Оксфорд, 1993).
Соч.: И музы, и творцы. Несколько поэтесс эпохи европейского Возрождения / сост. и пер. В. С. Ржевской. Одесса : Фенікс, 2021. 116 с.; 2-е изд., доп. — Одесса : Фенікс, 2021. 128 с.; Поэзия «Смуглой Леди Шекспира». Переводы / пер. И. Кант, Л. Кантолинского. Milwaukee : Scripta Manent, LLC, 2015. 172 с.; The Poems of Aemilia Lanier: Salve Deus Rex Judaeorum / ed. by Susanne Woods. N. Y. : Oxford University Press, 1993.
Лит.: Моцохейн Б. И. Кто этот господин? М. : ТЭ, 2001. С. 207–210; Шекспировская энциклопедия / под ред. С. Уэллса при участии Дж. Шоу ; пер. А. Шульгат. М. : Радуга, 2002. С. 104; Schoenbaum S. Shakespeare’s Dark Lady: A Question of Identity // Shakespeare’s Styles : Essays in Honour of Kenneth Muir / ed. by Ph. Edwards, I.-S. Ewbank, G. K. Hunter. Cambridge : Cambridge University Press, 1980. Р. 221–240; Woods S. The Poems of Aemelia Lanier: Salve Deus Rex Judaeorum. N. Y. : Oxford University Press, 1993; ее же: Lanier: A Renaissance Woman Poet. N. Y. : Oxford University Press, 1999; ее же: Anne Lock and Aemelia Lanyer: A Tradition of Protestant Women Speaking // Form and Reform in Renaissance England : Essays in Honor of Barbara Kiefer Lewalski / ed. by A. Boesky, M. T. Crane. Newark : University of Delaware Press, 2000. P. 171–184; Lasocki D., Prior R. The Bassanos: Venetian Musicians and Instrument Makers in England 1531–1665. Aldershot, Hampshire : Scolar Press ; Brookfield, VT : Ashgate, 1995; Aemilia Lanyer: Gender, Genre and the Canon / ed. by M. Grossman. Lexington : The University Press of Kentucky, 1998; Faith M. The Epic Structure and Subversive Messages of Aemelia Lanier’s “Salve Deus Rex Judaeorum” : M.A. thesis. Blacksburg : Virginia Polytechnic Institute and State University, 1998; Gililov I. The Shakespeare Game: The Mystery of the Great Phoenix. N. Y. : Algora Publishing, 2003; Green M. Emilia Lanier IS the Dark Lady // English Studies. 2006. Vol. 87. No. 5. Р. 544–576; Hudson J. Amelia Bassano Lanier: A New Paradigm [архивировано в WebCite] // The Oxfordian. 2009. Vol. XI. Р. 65–82. [Еще...]
(Подготовил Н. В. Захаров.)
Библиограф. описание: Моцохейн Б. И. Ланьер Эмилия [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/personae/4436.html (архивировано в WebCite) [2013].