Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Ланьер Эмилия

Имя Emilia Lanier
Дата рождения январь 1569 г.
Место рождения Бишопсгейт
Дата смерти апрель 1645 г.
Место смерти Лондон
Гражданство Англия
Деятельность поэтесса
Портрет работы Николаса Хиллиарда (Nicholas Hilliard), на котором, как полагают некоторые исследователи, изображена Эмилия Ланьер (1593)
Портрет работы Николаса Хиллиарда (Nicholas Hilliard), на котором, как полагают некоторые исследователи, изображена Эмилия Ланьер (1593)

Эмилия Ланьер [тж. Лэньер, Emilia Lanier; тж. Lanyer; ок. 1569, крещена 27.01.1569; Бишопсгейт — 1645, похоронена 3.04.1645, Клеркенвелл, Лондон] — первая английская женщина, которая утвердила себя как профессиональный поэт, выпустив сборник Salve Deus Rex Judaeorum («Слава тебе, Господь, царь иудейский», 1611).

Писатель была крещена в приходе церкви св. Ботольфа в Бишопсгейте — на окраине Лондона, где жили «иностранные музыканты и артисты театра 27 января 1569 г. Она была дочерью Баптисты Бассано и Маргарет Джонсон. Ничего определенного о матери Ланьер не известно, кроме того, что она была похоронена в Бишопсгейте 7 июля 1587 г. Возможно, это та самая Маргарет Джонсон, которая приходилась тетей Роберту Джонсону (1583?–1633), лютнисту и композитору, музыканту труппы Шекспира, а впоследствии музыканту при дворе Карла I. Семья отца Эмилии, Бассано, были придворными музыкантами, прибывшими в Англию из Венеции в конце царствования Генриха VIII. Возможно, они были крещеными евреями. У Эмилии была старшая сестра Анжела (ум. в 1584 г.), и два брата, Льюис и Филипп, умершие в юности. Их отец умер, когда Эмилии было семь лет, он также похоронен в Бишопсгейте 11 мая 1576 г. Эмилия помогала по дому у Сьюзен Вингфилд, впоследствии Сьюзен Берти, графини Кентской, а позже оказалась в прислугах у Маргарет, графини Кумберлендской, и ее дочери Энн Клиффорд. Вероятно, она училась вместе со знатными девушками, которым прислуживала, ее сочинения обнаруживают знакомство с поэтическими жанрами и формами и с Женевской Библией.

В молодости Эмилия часто бывала при дворе Елизаветы и стала любовницей Генриха Кэри, лорда Хенсдона, который был старше ее на сорок пять лет, содержал ее в большой роскоши и обеспечил доходом в сорок фунтов в год. Не существует убедительных доказательств ни того, что Ланьер была любовницей Уильяма Шекспира (гипотеза, выдвинутая Роузом), ни того, что она была «темноглазой леди» из сонетов Мильтона. Она забеременела в возрасте двадцати трех лет, Хенсдон от нее откупился, и Эмилия 10 октября 1592 г. вышла замуж за своего двоюродного брата Альфонсо Ланьер, королевского музыканта. Ланьер были родом из Руана и приехали в Англию при Елизавете. Альфонсо был участником ансамбля, созданного пятью братьями Бассано, в который входил и отец Эмилии, Баптиста. Альфонсо добровольцем участвовал в экспедиции Эссекса на Азорские острова в 1597 г., нес какую-то службу в Ирландии. Он был одним из пятидесяти девяти музыкантов, которые играли на похоронах Елизаветы, а после ее смерти поступил на службу к королю Иакову. Его приблизил самый близкий советник Елизаветы Уильям Сесил, лорд Берли, и он получил монополию на взвешивание сена и соломы в Лондоне (шесть пенсов за каждый воз сена и три пенса за каждый воз соломы, привезенный в Лондон и Вестминстер). После его смерти в 1613 г. Эмилия Ланьер передала это право шурину, очевидно, с расчетом, что будет продолжать получать часть доходов, хотя ее право на этот доход стало впоследствии предметом споров.

У Ланьер было много выкидышей, но по крайней мере двое детей — сын (возможно, от Хенсдона) по имени Генрих, родившийся в начале 1593 г., и дочь, Одиллия, родившаяся в декабре 1598 г., умершая в десятимесячном возрасте. Генрих стал одним из королевских флейтистов 29 сентября 1629 г.

Многое из того, что сейчас известно о Ланьер, заимствовано из записных книжек астролога Саймона Формана, к которому она впервые обратилась 17 мая 1597 г. Форман оставил ее единственное описание, отметив бородавку на шее. Ланьер обращалась к Форману снова 3 и 16 июня, спрашивая, получит ли ее муж повышение по службе. Форман записал, что она несчастна в замужестве, муж плохо с нею обращался и растратил ее имущество. Форман рассчитывал, что такая ситуация позволит ему с нею сблизиться, но несмотря на непрерывные контакты в течение нескольких лет она отказалась от его ухаживаний.

Титульный лист сборника Salve Deus Rex Judæaeorum Эмилии Ланьер («Слава тебе, Господь, царь иудейский», 1611)
Титульный лист сборника Salve Deus Rex Judæaeorum Эмилии Ланьер («Слава тебе, Господь, царь иудейский», 1611)

В 1611 г., в возрасте сорока двух лет, Ланьер опубликовала книгу стихотворений «Слава тебе, Господь, царь иудейский». Два предисловия и послесловие написаны прозой. Книга издавалась дважды, но содержание существующих экземпляров затрудняет реконструкцию этих публикаций. Сохранилось девять экземпляров сборника; ссылки современников на книгу Ланьер не известны.

Книга Ланьер может быть названа феминистской. И вступительные стихотворения, и первое стихотворение сборника содержат доводы в пользу женского религиозного и социального равенства, а пространная версия стихотворения, адресованного Энн Клиффорд (которой книга фактически посвящена) — фразу, направленную против классовых привилегий. Кроме вступительных стихотворений, книга Ланьер состоит из длинной поэмы в 1840 строк «Слава тебе, Господь, царь иудейский», «Описание Кукхэма» и заключительного прозаического обращения «К сомневающемуся читателю», в котором Ланьер пишет, что она придумала заглавие книги задолго до того, как ее написала, рассчитывая на божественное покровительство. «Слава тебе, Господь, царь иудейский» является размышлением о том, что мужчины (а не женщины) ответственны за распятие Христа на кресте. Далее в обширном разделе «Апология Евы в защиту женщин» Ланьер доказывает, что Ева менее виновна, чем Адам.

«Описание Кукхэма» (Description of Cookham) является первой сельской поэмой, изданной на английском языке. В поэме, построенной по классическому принципу, Ланьер изображает достоинства героини поэмы, Маргарет, графини Кумберлендской, с уважением представляя ее в окружении флоры и фауны.

После смерти мужа Ланьер, по крайней мере частично, существовала за счет содержания школы, как она говорила, для «детей различных лиц с состоянием и пониманием». Летом 1617 г. она арендовала для этой цели дом в аристократическом лондонском пригороде. Однако почти немедленно Ланьер и арендатор оказались вовлечены в серию судебных тяжб; в какой-то момент она была даже арестована — событие, мало способствовавшее доверию родителей учеников. Эмилия потеряла большинство учащихся, но проживала в этом доме до августа 1619 г., когда оставила его, не оплатив аренду за середину лета, после чего была арестована снова.

Ланьер привлекается к суду и в 1635 г. (в возрасте шестидесяти шести лет), через два года после смерти сына. Ей полагалось получать половину прибыли от взвешивания сена и соломы, патент на которое она передала брату покойного мужа Иннокентию, но получила она только восемь фунтов. Она говорила на суде, что живет в большой нужде и должна обеспечивать двух внуков. Иск усложнялся тем, что за прошедшие после смерти ее мужа годы ответчик передал этот патент другому брату, Клементу. Карл I повелел выплачивать Ланьер двадцать фунтов в год, но ей пришлось обращаться в суд и на следующий год, поскольку получила она только четыре фунта. Юридические споры продолжались непрерывно до 1638 г., причем Клементу неоднократно присуждали выплачивать ей долю, а он постоянно жаловался, что патент не приносит прибыли. Смогла ли Ланьер когда-либо получить полную сумму, которая ей причиталась, неясно, но она умерла в возрасте семидесяти шести лет в статусе «пенсионерки», то есть обладающей регулярным доходом, и была похоронена 3 апреля 1645 г. в Клеркенвелле.

Такова судьба женщины, которую подозревают в том, что именно она и была вдохновительницей сонетов Шекспира.

Наиболее полно ее творчество представлено в книге «Стихотворения Эмилии Ланьер», подготовленной Сюзанной Вудс (The Poems of Aemilia Lanyer, Оксфорд, 1993).

Б. И. Моцохейн


Эмилия Ланьер. Библиография

Соч.: И музы, и творцы. Несколько поэтесс эпохи европейского Возрождения / сост. и пер. В. С. Ржевской. Одесса : Фенікс, 2021. 116 с.; 2-е изд., доп. — Одесса : Фенікс, 2021. 128 с.; Поэзия «Смуглой Леди Шекспира». Переводы / пер. И. Кант, Л. Кантолинского. Milwaukee : Scripta Manent, LLC, 2015. 172 с.; The Poems of Aemilia Lanier: Salve Deus Rex Judaeorum / ed. by Susanne Woods. N. Y. : Oxford University Press, 1993.

Лит.: Моцохейн Б. И. Кто этот господин? М. : ТЭ, 2001. С. 207–210; Шекспировская энциклопедия / под ред. С. Уэллса при участии Дж. Шоу ; пер. А. Шульгат. М. : Радуга, 2002. С. 104; Schoenbaum S. Shakespeare’s Dark Lady: A Question of Identity // Shakespeare’s Styles : Essays in Honour of Kenneth Muir / ed. by Ph. Edwards, I.-S. Ewbank, G. K. Hunter. Cambridge : Cambridge University Press, 1980. Р. 221–240; Woods S. The Poems of Aemelia Lanier: Salve Deus Rex Judaeorum. N. Y. : Oxford University Press, 1993; ее же: Lanier: A Renaissance Woman Poet. N. Y. : Oxford University Press, 1999; ее же: Anne Lock and Aemelia Lanyer: A Tradition of Protestant Women Speaking // Form and Reform in Renaissance England : Essays in Honor of Barbara Kiefer Lewalski / ed. by A. Boesky, M. T. Crane. Newark : University of Delaware Press, 2000. P. 171–184; Lasocki D., Prior R. The Bassanos: Venetian Musicians and Instrument Makers in England 1531–1665. Aldershot, Hampshire : Scolar Press ; Brookfield, VT : Ashgate, 1995; Aemilia Lanyer: Gender, Genre and the Canon / ed. by M. Grossman. Lexington : The University Press of Kentucky, 1998; Faith M. The Epic Structure and Subversive Messages of Aemelia Lanier’s “Salve Deus Rex Judaeorum” : M.A. thesis. Blacksburg : Virginia Polytechnic Institute and State University, 1998; Gililov I. The Shakespeare Game: The Mystery of the Great Phoenix. N. Y. : Algora Publishing, 2003; Green M. Emilia Lanier IS the Dark Lady // English Studies. 2006. Vol. 87. No. 5. Р. 544–576; Hudson J. Amelia Bassano Lanier: A New Paradigm [архивировано в WebCite] // The Oxfordian. 2009. Vol. XI. Р. 65–82. [Еще...]

(Подготовил Н. В. Захаров.)


Библиограф. описание: Моцохейн Б. И. Ланьер Эмилия [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/personae/4436.html (архивировано в WebCite) [2013].