Дэниэл Сэмюэл
Фронтиспис «Гражданских войн» (“The Civile Wares”, 1609) с портретом Сэмюэла Дэниэла. Гравюра Томоса Коксона (Thomas Cockson) |
Имя | Samuel Daniel |
Дата рождения | 1562? |
Место рождения | Тонтон, Сомерсет |
Дата смерти | 14 октября 1619 г. |
Место смерти | Бекингтон, Сомерсет |
Гражданство | Англия |
Деятельность | поэт, драматург |
Сэмюэл Дэниэл [Samuel Daniel, 1562?, Тонтон, Сомерсет — 14.10.1619, Бекингтон, Сомерсет] — английский поэт, драматург, историк, теоретик поэзии.
Родился в Тонтоне (графство Сомерсет) в семье учителя музыки. Его брат Джон стал лютнистом и композитором, выпустил книгу «Песни для лютни, виолончели и голоса» (“Songs for the Lute, Viola and Voice”, 1606). Сэмюэл Дэниэл получил университетское образование в Оксфорде, который закончил в 1581 г. В 1585 г. опубликовал свой перевод «Беседы о редких изобретениях» итальянского историка Паулуса Джовиуса (Паоло Джовио). Затем охранял во Франции английского посла лорда Эдварда Стаффорда; после этого путешествовал по Италии. Вернувшись в Англию, стал секретарем сэра Эдварда Димока, потом — учителем Уильяма Герберта (впоследствии графа Пембрука), который, как известно, считается одним из возможных адресатов 126 сонетов Шекспира, потом — учителем леди Энн Клиффорд. В 1591 г. 27 его сонетов вошли в первое, пиратское издание «Астрофила и Стеллы» Филипа Сидни; через год Дэниэл издал свой цикл «Делия» (“Delia”), посвященный Мэри Герберт, графине Пембрук (в напечатанном посвящении она была названа «сестрой Сидни, матерью Пембрука», а также «беспристрастной патронессой Муз», «чудом этого, славой других времен»; сонеты были «ее собственными, порожденными ее рукой»). В своих сонетах он, как и Шекспир, обратился к простой схеме графа Серрея. В сборник, высоко оцененный Эдмундом Спенсером, вошла также поэма «Жалоба Розамонд» (“The Complaint of Rosamond”), основанная на характерной для Шекспира теме увядания юности и красоты.
Дэниэл активно занялся литературной деятельностью, в том числе сочинив пьесу для чтения «Трагедия Клеопатры» (“Tragedy of Cleopatra”, 1594), написанную под влиянием Сенеки. Исследователи находят ее очень далекой от «Антония и Клеопатры» Шекспира, однако переиздавая в 1607 г. свою пьесу, Дэниэл внес в нее изменения, возможно, вызванные впечатлением от только что поставленной шекспировской трагедии. Через год после первого издания «Трагедии Клеопатры» он выпустил эпическую поэму в четырех книгах «Гражданские войны» (“The Civile Wares”, 1595). Признано, что поэма оказала некоторое влияние на иcторические хроники Шекспира «Ричард II» и «Генрих IV».
Титульная страница «Собрания английской истории» (“The Collection of the History of England”, издание 1621 г.) |
В 1599 г. вышел сборник «Поэтические эссе» (“Poeticall Essayes”), где есть и посвященная Фулку Гревиллу поэма «Мусофилус: содержащая общую защиту обучения» (“Musopphilus: Containing a Generall Defence of Learning”), и «Письмо Октавии Марку Антонию» (“A Letter from Octavia to Marcus Antonius”).
После прихода к власти короля Джеймса (Иакова) I Дэниэл оказался приближен ко двору, написал «Поздравительный панегерик» (“Panegyrike Congratulatorie”, 1603). Он занял пост распорядителя развлечений королевы Анны, став также ее главным камердинером, в следующем году сочинил по ее заказу пьесу-маску «Видение двенадцати богинь» (“The Vision of the Twelve Goddesses”), в которой королева танцевала сама. Среди других масок Дэниэла — пасторальная трагикомедия в итальянском духе «Аркадия королевы» (“The Queenes Arcadia”, 1606; переложение пьесы Батисты Гуарини, с которым Дэниэл познакомился в Падуе), «Празднество Тезея» (“Tethys’ Festival”, 1610). Последней маской был «Триумф Гименея» (“Hymen's Triumph”, 1615).
Дэниэл получил возможность писать для выступавших в театре «Блэкфрайерс» Мальчиков Королевской Капеллы, которыми в 1604 г. была сыграна (а через год им издана) «Трагедия Филотаса» (“Tragedy of Philotas”). Прототипом главного героя являлся граф Эссекс. Продолжалось и чисто поэтическое творчество Дэниэла — «Улисс и Сирена» (“Ulisses and the Serene”, 1605), «Поэма на смерть графа Девоншира» (“A Funerall Poeme uppon the Earle of Devonshire”, 1606). Темой этих произведений стали совесть и честь.
В 1603 г. Дэниэл выпустил трактат о стихосложении «Защита рифмы» (“Defence of Ryme”), ответ «Наблюдению над искусством английской поэзии» (“Observations in the Art of English Poesie”) Томаса Кэмпиона. В 1612 г. Дэниэл начал писать «Собрание английской истории» (“The Collection of the History of England”), которое закончил в 1618 г. Он охватил историю Англии от древнейших времен до правления Эдуарда III. В 1609 г. вышла немного измененная и продолженная, в восьми книгах, поэма «Гражданские войны» (“The Civile Wares Corrected and Continued”), где автор касается и Войны Роз, и гибели полководца Толбота, то есть сюжетных линий «Генриха VI» У. Шекспира.
Последние годы жизни Дэниэл провел в своем поместье. В 1623 г., посмертно, вышло собрание его сочинений.
В. Д. Николаев
Изображение:
Переводы:
- Сэмюэл Дэниэл. Из цикла «Делия» / Пер. В. Д. Николаева. М. : БД «Современники Шекспира», 2012.
Библиограф. описание: Николаев В. Д. Дэниэл Сэмюэл [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://www.around-shake.ru/personae/4101.html [2012].