Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Спенсер Эдмунд

Портрет Эдмунда СпенсераПортрет Эдмунда Спенсера
кисти неизвестонго художника
Имя Edmund Spenser
Дата рождения ок. 1552
Место рождения Лондон
Дата смерти 13 января 1599 г.
Место смерти Лондон
Гражданство Англия
Деятельность поэт

Эдмунд Спенсер [Edmund Spenser; ок. 1552, Лондон — 13.01.1599, Лондон] — выдающийся английский поэт эпохи Возрождения, старший современник У. Шекспира.

О детстве и юности Спенсера известно мало. В 1569–1576 гг. он учился в Кембриджском университете, получил степень магистра.

Во второй половине XVI века английская литература вступает в фазу Высокого Возрождения. По образцу французских поэтов «Плеяды» несколько английских поэтов создают кружок «Ареопаг». Среди его членов наиболее значительны Филип Сидни (1554–1586) и Эдмунд Спенсер.

Первым произведением, которое свидетельствовало о творческой зрелости Спенсера, стал «Пастушеский календарь» (“The Shepheardes Calender”, 1579). Книга состоит из 12 частей, озаглавленных по одному из месяцев года. Помимо традиционных пасторальных мотивов Спенсер вводит в это произведение рассуждения на нравственные и религиозные темы.

В 1580 г. Спенсер в качестве секретаря лорда Грея уехал в Ирландию. Здесь он начинает работу над своим самым значительным произведением — ренессансной эпической поэмой «Королева фей» (“The Faerie Queene”). Первые три части этого сочинения он подарил королеве Елизавете во время визита в Лондон в 1589 г., а в 1590 г. они были опубликованы. 4, 5 и 6 части были напечатаны в 1596 г. В сюжете используется материал из романов о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Сам Артур появляется здесь в качестве второстепенного персонажа. Однако книга не является лишь повествованием о фантастических приключениях в духе рыцарских романов. Мир рыцарского романа поэту удалось объединить с категориями христианской морали и с ренессансным открытием человека с помощью аллегории. Для Спенсера его труд — своеобразное исследование человеческих добродетелей, и на это сам автор указал в предисловии к книге. Каждый из разделов «Королевы фей» посвящен анализу какой-то одной добродетели. Основные образы в поэме — это аллегории. Так, поэтом подчеркнута аллегоричность образов короля Артура (величие), его возлюбленной «королевы фей» Глорианы (слава), 12 рыцарей короля Артура (12 добродетелей, Спенсер успел описать только 6 из них — Благочестие, Умеренность, Целомудрие, Справедливость, Вежество, Дружбу). В поэме исчезает средневековая основа описания мира рыцарей, рыцари у Спенсера выступают как отдельные грани нравственной природы совершенного человека — идеала эпохи Возрождения. Несмотря на наличие аллегорического подтекста, первый план книги и ее герои обладают необычайной зримостью и убедительностью. В «Королеве фей» обнаруживается сочетание античной (Гомер, Вергилий), итальянской (Ариосто, Тассо) и английской (Ленгленд, Мэлори) традиций.

В «Королеве фей» использована «спенсерова строфа»: 8 строк — пятистопный ямб, 9-я строка — шестистопный ямб, рифмовка ababbcbcc. Этой строфой, изобретенной Спенсером, в XIX веке будут написаны «Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона, «Восстание Ислама» П. Б. Шелли.

Путешествие Спенсера в Лондон стало поводом к созданию небольшой поэмы «Колин Клаут вновь возвращается домой» (“Colin Clouts Come Home Againe”, опубл. 1595). В 1594 г. поэт женился на Элизабет Бойл. С любовью Спенсера к ней связывают появление «Брачной песни» (“Epithalamion”) и цикла из 88 сонетов «Аморетти» (“Amoretti”, итал.: любовные послания), оба произведения были соединены в издании 1595 г.

В 1598 г. по Ирландии прокатилась волна восстаний. Замок, где жил поэт с семьей, был сожжен. По преданию, в огне пожара погиб малолетний сын Спенсера. Поэт был вынужден вернуться в Лондон. Пережитые волнения не прошли бесследно: вскоре Спенсер заболел и умер. Похоронен в Вестминстерском аббатстве рядом с Чосером. Имя Спенсера ставится в один ряд с Чосером, Шекспиром, другими великими английскими поэтами.


Библиография по Эдмунду Спенсеру

Соч.: The Works of Edmund Spenser. A Variorum Edition : 11 vols. / Ed. by E. Greenlaw, Ch. G. Osgood, and F. M. Padelford, et al. Baltimore : The Johns Hopkins Press, 1932–1949; The Poetical Works / Ed. with critical notes by J. C. Smith and E. De Selincourt. L. : Humphrey Milford ; Oxford University Press, 1940; Selected Letters and Other Papers / Ed. by Ch. Burlinson and A. Zurcher. Oxford : Oxford University Press, 2009; в рус. пер. — Из поэмы “Epithalamium” / Пер. Н. В. Гербеля // Английские поэты в биографиях и образцах / Сост. Н. В. Гербель. СПб. : Тип. А. М. Котомина, 1875. С. 22–23; Хрестоматия по западно-европейской литературе. Эпоха Возрождения / сост. Б. И. Пуришев. 3 изд., М., 1947; [Стихи] / Пер. В. Рогова, А. Сергеева, В. Микушевича // Европейские поэты Возрождения. М. : Художественная литература, 1974. [Библиотека всемирной литературы. Серия первая; т. 32]. С. 483–497; [24 сонета] / Пер. Е. Дунаевской и др. // Западноевропейский сонет XIII–XVII веков : поэтическая антология / Сост. А. А. Чамеев, И. П. Володина ; вст. ст. З. И. Плавскина. Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. С. 329–339; Стихи. СПб., 1998; Amoretti и Эпиталама / Сост., пер., вступ. ст., ком. И. И. Буровой. СПб. : НПО «Мир и семья-95» ; ООО «Интерлайн», 1999; Малые поэмы. СПб., 2001; Amoretti. Любовные послания : Цикл из 88 сонетов. / Пер., вступ. ст. и примеч. А. В. Покидова. М. : Изд. дом «Грааль», 2001; «Прекрасны, как заря, ее ланиты…» / Пер. Г. Кружкова // Кружков Г. М. Лекарство от Фортуны: Поэты при дворе Генриха VIII, Елизаветы Английской и короля Иакова. М. : Б.С.Г.-Пресс, 2002. С. 175; Сонеты : из цикла «Amoretti» / «Любовные послания» / Пер. Ю. З. Ерусалимского. М. : Спорт и Культура-2000, 2008; Сонеты, песни, гимны о любви и красоте / Пер. А. В. Лукьянова, В. М. Кормана. М. : СПСЛ ; Русская панорама, 2011.

Лит.: Гербель Н. В. Эдмунд Спенсер // Английские поэты в биографиях и образцах / Сост. Н. В. Гербель. СПб. : Тип. А. М. Котомина, 1875. С. 21–22; Watkins W. B. C. Shakespeare and Spenser. 2nd ed. Princeton, NJ : Princeton University Press, 1966; Alpers P. J. The Poetry of “The Faerie Queen”. Princeton, NJ : Princeton University Press, 1967; Sale R. Reading Spenser : An Introduction to “The Faerie Queen”. N. Y. : Random House, 1968; Bayley P. Ch. Edmund Spenser: Prince of Poets. L. : Hutchinson, 1971; Нерсесова М. A. Спенсер // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М. : Советская энциклопедия, 1962–1978. Т. 7 : «Советская Украина» — Флиаки. 1972. Стб. 120–121; Hume A. Edmund Spenser, Protestant Poet. Cambridge : Cambridge University Press, 1984; Урнов Д. М. [Спенсер Э.] // История всемирной литературы : В 9 т. М., 1985. Т. 3. С. 298–300; Горбунов А. Н. [Спенсер Э.] // Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI–XVII веков. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 49–67; Brown R. D. “The New Poet”: Novelty and Tradition in Spenser’s “Complaints”. Liverpool : Liverpool University Press, 1999; McCabe R. A. Spenser’s Monstrous Regiment : Elizabethan Ireland and the Poetics of Difference. Oxford : Oxford University Press, 2002; Ганин В. Н. Спенсер // Зарубежные писатели : В 2 ч. М., 2003. Ч. 2; Burlinson C. Allegory, Space and the Material World in the Writings of Edmund Spenser. Cambridge : Brewer, 2006; Бурова И. И. «Малые поэмы» Эдмунда Спенсера в контексте художественных исканий елизаветинской эпохи : дис. ... д-ра филол. наук. СПб. : СПбГУ, 2008; Комарова В. П. Эдмунд Спенсер // Комарова В. П. Современники Шекспира : Филип Сидней, Эдмунд Спенсер, Уолтер Роли. Очерки о поэзии и прозе. СПб., 2010. С. 20–32.

В. Н. Ганин, Вл. А. Луков, Б. Н. Гайдин

Изображение: Wikimedia


Библиограф. описание: Ганин В. Н., Луков Вл. А., Гайдин Б. Н. Спенсер Эдмунд [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://www.around-shake.ru/personae/3943.html  (архивировано в WebCite) [2012].