Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Тернер Сирил

Изданная анонимно «Трагедия мстителя» (“The Revengers Tragaedie”, 1607 и 1608 г.) Сирила Тернера
Титульный лист «Трагедии мстителя» (“The Revengers Tragaedie”, 1608) С. Тернера
Имя Cyril Tourneur
Дата рождения ок. 1575 г.
Место рождения ?
Дата смерти 28 февраля 1626 г.
Место смерти Кинсейл, Ирландия
Гражданство Англия
Деятельность драматург

Сирил Тернер [Cyril Tourneur; ок. 1575 — 28.02.1626, Кинсейл, Ирландия] — английский драматург эпохи позднего Ренессанса, младший современник Шекспира, чьи произведения пользовались значительным успехом во время правления короля Якова (Иакова) I Английского.

Как и о многих других авторов той поры, сведения о его жизни малоизвестны. Считается, что он мог быть сыном капитана Ричарда Тернера, служившего в Нидерландах. Сам Сирил прослужил там с 1613 по 1616 гг. и участвовал в неудачной морской экспедиции сэра Эдварда Сэсила по захвату испанского порта Кадис и судов с сокровищами находящимися в нем. Сирил Тернер скончался 28 февраля 1626 года.

Перечень дошедших до нас произведений С. Тернера достаточно скуден. Среди них элегия на смерть сына короля Якова I принца Генри (“A Griefe on the Death of Prince Henrie, Expressed in a Broken Elegie”, 1613).

Эта элегия была издана вместе с двумя другими поэмами Джона Вебстера (John Webster) и Томаса Хейвуда (Thomas Haywood) в сборнике под названием “Three Elegies on the Most Lamented Death of Prince Henry”.

Его считают автором нескольких пьес написанных в популярном для конца XVI — начала XVII вв. жанре «кровавой трагедии». Изданная анонимно «Трагедия мстителя» (“The Revengers Tragaedie”, 1607 и 1608 г.) была представлена труппой «Слуги Его Величества короля». Пьеса повествует о мести Виндиче за убийство его любимой, которую отравил распутный герцог. Герцог также виновен в смерти благородного отца Виндиче, умершего в опале. Сын герцога Луссуриозо, развратный юноша под стать своему отцу, пытается совратить сестру Виндиче, невинную Кастиццу. Дабы осуществить свою месть, Виндиче поступает на службу к сыну герцога под маской сводника. Вся трагедия отмечена драматическим накалом кровавых страстей.

Замечателен анализ пьесы, который дал А. Н. Горбунов: «Чем дальше разворачивалось действие пьесы, тем полнее зрители ощущали безысходно-мрачную атмосферу всеобщего порока и зла, пропитавшую весь двор старого герцога. И трагедия героя-мстителя в том и состояла, что, с радостным упоением осуществляя свою месть, он полностью терял нравственную дистанцию обличителя пороков и сам становился частью окружавшей его аморальной среды. “Трагедия мстителя” безусловно связана с эстетикой Б. Джонсона (Ornstein R. The Moral Vision of Jacobean Tragedy. Madison, 1962, p. 112). Действительно, Тернер наделил почти каждого героя трагедии значащим именем, олицетворявшим какую-либо черту его характера, его “гумор”. Однако не менее важно, на наш взгляд, указать на общую обоим драматургам традицию средневековых моралите, куда уходили корни их творчества (Ayres P. J. Tourneur. The Revenger's Tragedy. London, 1977). Ведь почти каждый персонаж “Трагедии мстителя” воплощал какой-либо нравственный порок, двигавший его поступками. Маньеристски усложненный, изобилующий побочными линиями сюжет сталкивал всех героев, к концу пьесы истреблявших друг друга. У зрителей в самом деле могло возникнуть впечатление, что все действующие лица трагедии кружатся в причудливом танце смерти, заполняя сцену все новыми и новыми трупами. Под занавес, из бахвальства выболтав свою тайну, погибал и сам герой-мститель, которого новый властелин казнил из опасений, как бы Виндиче не навредил ему в будущем.

Безусловно, за всей этой сложностью интриги чувствовалась твердая рука автора, уверенно распутывавшего сюжетные нити, — ощущалась его жесткая позиция сатирика-моралиста. Комедия-фарс и мрачная трагедия мести, эти, казалось бы, два противоположных полюса, в духе маньеризма, постоянно “грающего контрастами, все время сталкивались в пьесе, неразрывно сплетаясь во многих ее сценах. В душном мире двора герцога, где люди живут по законам джунглей, не зная никаких духовных идеалов, тем не менее действует некая „Высшая Ироническая Справедливость“” (Tomlinson T. В. A Study of Elizabethan and Jacobean Tragedy. London, 1964, p. 111), воздающая каждому по его заслугам и его же собственными средствами. Тернер далек от нигилизма своих героев. Для него истинное добро связано со старыми патриархальными ценностями, которым нет места при дворе герцога, но которые существуют где-то за сценой, создавая должную моральную перспективу» (Горбунов А. Н. Драматургия младших современников Шекспира // Младшие современники Шекспира / Под ред. А. А. Аникста. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 28–29).

В пьесе есть аллюзия, которая явно восходит к шекспировскому «Гамлету»: главный герой Виндиче держит в руках череп своей возлюбленной. Исследователи отмечали сходство трактовки темы бунта в пьесе Тернера и в «Кориолане» Шекспира.

Авторство трагедии было приписано Тернеру в 1656 г. Эдвардом Арчером. Исследователи придерживались этой версии вплоть до конца XIX в., пока не появилась гипотеза об авторстве Томаса Мидлтона. Возможно соавторство Тернера с Мидлтоном. Споры по этому поводу не прекращаются до сих пор, хотя большинство современных исследователей склоняются к авторству Мидлтона.

«Трагедия мстителя» — более завершенное и совершенное произведение, нежели написанная несколькими годами позже «Трагедия атеиста» (см.: Schuman S. Cyril Tourneur. Boston : Twayne Publishers, 1977).

Обложка DVD-версии художественного фильма «Трагедия мстителя» (“Revengers Tragedy”) Алекса Кокса (Alex Cox) (2003)
Обложка DVD-версии художественного фильма «Трагедия мстителя» (“Revengers Tragedy”) Алекса Кокса (Alex Cox) (2003)

Бесспорно авторство Тернера признано за его пьесой «Трагедия атеиста, или Месть честного человека» (“The Atheists Tragedie; or, The Honest Mans Revenge”, ок. 1611). В ней также обнаруживаются аллюзии на «Короля Лира» и «Гамлета» Шекспира. Краткий сюжет трагедии таков: «Атеист» д'Амвиль собирается женить своего сына Русара на Кастабелле, которая влюблена в племянника д'Амвиля Шарлемона. Последний отправлен на ратную службу за границу, ложное сообщение о его смерти толкает Кастабеллу на брак с Русаром. Шарлемон возвращается с желанием отомстить, но призрак убитого отца убеждает его не делать этого. Однако сыновья д'Амвиля все же умирают. Он сам погибает по воле случая, пытаясь погубить Шарлемона. Кастабелла и Шарлемон воссоединяются. Эта пьеса стала образцом «драмы против мести», т. е. жанра, противопоставленного «трагедии мести».

А. Н. Горбунов замечает по поводу этой пьесы: «Здесь уже нет былой цельности, а назидательно-дидактические пассажи местами кажутся слишком прямолинейными. Но сгущенная атмосфера зла, в которой живут и действуют герои, здесь все та же. Как ясно из заглавия, герой трагедии д'Амвиль, подобно Фаусту Марло, исповедует атеизм. Однако герой Тернера не ставит перед собой титанических задач Фауста, и абсолютное знание не влечет его. Д'Амвиль скорее вульгарный макиавеллист, рвущийся к деньгам и власти. Его атеизм сводится к примитивному обожествлению природы в духе шекспировского Эдмонда из “Короля Лира” и к не менее беззастенчивому, чем у Эдмонда, аморализму (См. об этом: Bradbrook M. С. Themes and Conventions of Elizabethan Tragedy. London, 1935). Д'Амвилю противостоит Шарлемон, благородный герой-стоик, написанный не без влияния Чэпмена. Хотя д'Амвиль убивает отца Шарлемона, разлучает его с невестой и отправляет в тюрьму, Шарлемон отказывается от мести, предоставляя ее “царю царей”. И в финале трагедии д'Амвиль, желая собственными руками казнить Шарлемона, случайно наносит себе смертельную рану. Ироническая Справедливость в мире, лишенном справедливости, и в этой трагедии Тернера решает судьбы героя» (Горбунов А. Н. Указ. соч. С. 29).

Тернеру приписывают авторство еще одной не дошедшей до нас трагикомедии — «Благородный» (“The Nobleman”, 1612).

Долгое время готический ужас кровавых трагедий Тернера отпугивал современных режиссеров, которые воздерживались от их постановок. С начала 1980-х «Трагедия мстителя» стала достаточно часто ставиться на театральных подмостках. В 2003 г. культовый английский режиссер Алекс Кокс (Alex Cox) снял художественный фильм «Трагедия мстителя» (“Revengers Tragedy”) в эстетике киберпанка.

«Трагедия атеиста» остается малоинтересной для современного театра, что дает основание полагать, что «Трагедия мстителя» является единственным произведением, позволяющим Тернеру оставаться заметным в ряду более успешных и признанных драматургов — современников Шекспира.

Н. В. Захаров

Изображение: Wikipedia


Библиография по Сирилу Тернеру

Соч.: Трагедия атеиста / Пер. И. А. Аксенова // Аксенов И. А. Елисаветинцы. Вып. 1. M. : Центрифуга, 1916; Трагедия мстителя / Пер. С. Э. Таска // Младшие современники Шекспира / Под ред. А. А. Аникста ; Пер. С. Э. Таска и др. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Лит.: Swinburne A. C. Tourneur, Cyril // The Encyclopædia Britannica. 11th ed. : In 29 vols. / Ed. by H. Chisholm. Cambridge ; N. Y. : Cambridge University Press, 1911. Vol. XXVII. P. 106–107; Chambers E. K. The Elizabethan Stage : In 4 Vols. Oxford : The Clarendon Press, 1923. Vol. 3. P. 499; Bradbrook M. С. Themes and Conventions of Elizabethan Tragedy. Cambridge : Cambridge University Press, 1935; Higgins M. H. The Influence of Calvinistic Thought in Tourneur's Atheist's Tragedy // The Review of English Studies. 1943. July. Vol. XIX. No. 75. Р. 255–262; Елистратова А. А. Последний этап в развитии драмы Возрождения : Тернер // История английской литературы / Под ред. М. П. Алексеева, И. И. Анисимова, А. К. Дживелегова, А. А. Елистратовой, В. М. Жирмунского, M. М. Морозова. Т. 1. Вып. 2. M. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1945. С. 120–124; Adams H. H. Cyril Tourneur on Revenge // The Journal of English and Germanic Philology. 1949. Vol. 48. No. 1. P. 72–87; Ornstein R. The Moral Vision of Jacobean Tragedy. Madison, WI : University of Wisconsin Press, 1960; Tomlinson T. В. A Study of Elizabethan and Jacobean Tragedy. L. : Cambridge University Press, 1964. P. 111; Levin R. L. The Multiple Plot in English Renaissance Drama. Chicago ; L. : University of Chicago Press, 1971. P. 75–85; 154–158; The New Intellectuals: A Survey and Bibliography of Recent Studies in English Renaissance Drama / Ed. by T. P. Logan, D. S. Smith. Lincoln, NE : University of Nebraska Press, 1977. P. 248; 267–273; Ayres P. J. Tourneur. The Revenger's Tragedy. L. : Edward Arnold, 1977; Schuman N. S. Cyril Tourneur. Boston : Twayne Publishers, 1978; The Plays of Cyril Tourneur / Ed. by G. Parfitt. Cambridge : Cambridge University Press, 1978; Griswold W. Renaissance Revivals: City Comedy and Revenge Tragedy in the London Theatre, 1576–1980. Chicago : University of Chicago Press, 1986. P. 56; Горбунов А. Н. Драматургия младших современников Шекспира // Младшие современники Шекспира / Под ред. А. А. Аникста. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 5–44; Neill M. Bastardy, Counterfeiting and Misogyny in The Revenger's Tragedy // Studies in English Literature, 1500–1900. 1996. Vol. 36. No. 2. Р. 397–416; Путеводитель по английской литературе / Под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер. М. : Радуга, 2003. С. 732; Glombitza A. Transgression in Cyril Tourneur's “A Revenger's Tragedy” — An Analysis according to George Bataille. Norderstedt : GRIN Verlag, 2007.

Сост. Б. Н. Гайдин


Библиограф. описание: Захаров Н. В. Тернер Сирил [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://www.around-shake.ru/personae/4093.html [2012].