Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Уичерли Уильям

Портрет Уильям Уичерли в 1675 г. кисти неизвестного художника
Портрет Уильям Уичерли в 1675 г. кисти неизвестного художника
Имя William Wycherley
Дата рождения вероятно, 28 мая 1640 г.
Место рождения Клайв, графство Шропшир, близ Шрусбери
Дата смерти 1 января 1716 г.
Место смерти Лондон
Гражданство Англия
Деятельность драматург, поэт

Уильям Уичерли [William Wycherley; вероятно, 28.05.1640, Клайв, графство Шропшир, близ Шрусбери, — 1.01.1716, Лондон] — английский драматург послешекспировского поколения, предста­витель комедии Реставрации.

Он принадлежал к знатному роду, во Франции получил юридическое образо­вание (1656–1660), учился также и в Оксфорде и Лондоне. В юности не мог особенно заинтересоваться театром, так как в Англии пуритане ввели запрет на театральную деятельность в 1642 г. Но, будучи во Франции, молодой Уичерли окунулся в светские развлечения, среди которых были посещение прециозных салонов с их искусственной аристократической культурой, посещение театров. Он застал начало парижского периода деятельности труппы Мольера, испытал большое влияние и его ранних произведений (вместе с воздействием итальянской комедии масок, в которой и Мольер находил для себя образцы), и мольеровских шедевров более позднего периода. Еще в Париже в 1659 г. (когда Мольер только первый год собирал труппу, лишь готовился к будущему восхождению, пока прославившись только скандалом вокруг одноактной комедии «Смешные жеманницы») 19-летний Уичерли написал свою первую комедию «Любовь в лесу, или Сент-Джемский парк» (“Love in a Wood, or St. James’s Park”). Ее мораль сомнительна: брак — условность, то, что осуждается до брака, поощряется после его заключения, верность не устоит перед наслаждением, о чем положительные молодые герои комедии Валентин и Кристина еще не знают. Пьеса увидела свет рампы в Англии только в 1671 г. (опубл. в 1672 г.) после значимых исторических событий, в которых принял участие и Уичерли.

После государственного переворота, совершенного в конце 1659 г. генералом Джорджем Монком, была открыта возможность восстановления монархии, и 29 мая 1660 г. сын казненного короля Карла I Карл II с триумфом возвратился из эмиграции в Лондон, был провозглашен королем Англии, Шотландии и Ирландии, причем было постановлено считать, что он правил с момента казни отца в 1649 г. В 1665 г. Уичерли служил в королевском флоте и в ходе 2-й англо-голландской войны (из-за захвата Англией в Северной Америке голландского поселения Новый Амстердам — будущего Нью-Йорка) принял участие в известном морском сражении при Лоустофте (13 июня 1665 г.), в котором англичане победили, нанеся флоту Голландской республики сокрушительное поражение. Началась и дипломатическая карьера Уичерли: он служил атташе в английском посольстве в Испании. Здесь настало время влияния на него испанской драматургии «золотого века» — Лопе де Вега, особенно Кальдерона (современником которого Уичерли был и мог с ним встречаться).

Возвращение к литературному творчеству было довольно робким: в 1669 г. Уичерли выпустил бурлескную поэму-пастиш «Геро и Леандр» (“Hero and Leander in Burlesque”), юмористически снижающую высокий пафос любви у К. Марло («Геро и Леандр», поэма дописана Дж. Чапменом) и У.   Шекспира («Венера и Адонис»), но в издании имени автора не было указано. В дальнейшем он публиковал стихи («Сборник стихов» — “Miscellany poems”, 1704), но не преуспел на этой стезе. Он тянулся к драматургии. В эпоху Реставрации закон о запрете театров был отменен, развернулась театральная деятельность У.   Давенанта, сделавшего решительный шаг от драматургических принципов У. Шекспира к новой эстетике, которая станет характерной для драматургов эпохи Реставрации. Около десятилетия понадобилось Уичерли, чтобы осознать свое театральное призвание. Тогда-то дошла очередь до первой пьесы, которая в 1671 г. была поставлена на сцене. В следующем, 1672, году была поставлена комедия Уичерли «Джентльмен — учитель танцев» (“The Gentleman Dancing Master”; в ней любовник, застигнутый врасплох, представляется учителем танцев; использованы мотивы комедий Лопе де Вега, Кальдерона), в 1675 г. — комедия «Деревенская жена» (“The Country Wife”, написана в 1672 г.; в ней использован сюжетный ход из «Евнуха» Теренция: герой представляется кастратом, чтобы безнаказанно соблазнять замужних женщин, чьи супруги ему доверились). Сложное сочетание сюжетных линий, блестящие диалоги, свободное отношение к нравам в противовес строгой пуританской морали, утверждавшейся в Англии времен Кромвеля, а теперь отброшенной новыми правителями эпохи Реставрации, — все это характерно для комедий Уичерли.

По сравнению с комедиями Шекспира, у него утрачивается значимость проблематики, масштабность образов, жизнерадостность как основа комического, устанавливается зыбкое сочетание сатиричности и цинизма. Во многом эта зыбкость была связана с образом жизни и мыслей самого Уичерли. Осуждая пороки других (впрочем, не очень строго), он сам вел себя весьма экстравагантно: несколько раз менял вероисповедание (то был англиканцем, то католиком), принимал от короля Якова  IIщед рые подарки (большую пенсию), но сидел в тюрьме за долги, через герцогиню Кливлендпопал в великосветское общество; тайно женился на графине Дроэдеи т. д. Только тяжелая болезнь, настигшая его в 1678 г., остановила его похождения, а заодно и работу для театра.

Отмеченные черты характерны для лучшей комедии Уичерли — «Прямодушный» (“The Plain Dealer”). Она была поставлена в лондонском королевском театре «Друри-Лейн» 11 декабря 1676 г. и была встречена громом аплодисментов. Уичерли, вслед за Мольером, решил утвердить на сцене жанр «высокой комедии», взяв за образец мольеровского «Мизантропа», поставленного лишь на десятилетие раньше в парижском театре «Пале-Руайяль» (возможно, комедия Уичерли была написана по горячим следам премьеры и публикации «Мизантропа»). Тем не менее сходство пьес оказалось очень поверхностным. Известный театровед А. К. Дживилеговсправедливо отмечал: «Суровый мольеровский протест против современного общества исчез, чтобы дать место циническому изображению нарочито грубых нравов. Персонажи Уичерли говорят таким площадным языком, ведут себя до такой степени непозволительно, что в наше время эту комедию неприятно читать». При этом исследователь все же противопоставлял Уичерли другим авторам комедий эпохи Реставрации: «Этеридж, Седли и Афра Бен рисуют своих персонажей, их поведение и пороки со снисходительной усмешкой. Они ни на йоту не поднимаются над уровнем своих героев. В их ярких, натуралистических комедиях нет ни одной сатирической ноты. Уичерли изображает современную жизнь с такой же цинической откровенностью, как и другие, но в его изображении иной раз явственно слышится сатира. Ларошфуко недаром был его любимым писателем».

В «Прямодушном» находят и отголоски «Двенадцатой ночи» У. Шекспира, прежде всего образа дворецкого Мальволио из этой комедии. Однако произведения Уичерли, как и других авторов комедий эпохи Реставрации, если и не носят антишекспировский характер, то и не поддерживают идущую от великого драматурга традицию.

Сатирический компонент комедий Уичерли, как и его своеобразная художественная манера, умение строить диалог и развивать сюжет через запутывание и распутывание сложных узлов в дальнейшем повлияли на английских писателей-просветителей, особенно на Г. Филдинга, на драматургию Р. Б. Шеридана.

Но в целом традиция комедии эпохи Реставрации, снижавшая задачи театра по сравнению с драматургией Шекспира и других писателей эпохи Возрождения, утвердившись в английском театре, привела к длительному кризису английской драматургии. В XIX веке теа тр Англии держался на Шекспире и французских мелодрамах и водевилях. Лишь в самом конце этого века О. Уайльди Дж. Б. Шоусоздали новую английскую драматургию мирового значения.

Вл . А. Луков

Изображение
: Wikimedia


 Библиография по Уильяму Уичерли

Соч.: The Works of the Ingenious Mr. William Wycherley, Collected into One Volume : Containing Plain-dealer, Country-wife, Gentleman-dancing-master [and] Love in a Wood. L. : Printed for Richard Wellington, at the Crownin St. Paul’s Church-Tard, 1713; Plays written by Mr. William Wycherley: Containing The Plain Dealer, The Country Wife, Gentleman Dancing Master, Love in a Wood. L. : Printed for Benjamin Motte, John Poulson, and Richard, James, and Bethel Wellington, 1731; The Plain Dealer: A Comedy. L. : Printed for W. Feales, at Rowe’s Head, against St. Clement’s Church in the Strand; R. Wellington, at the Dolphinand Crown, and C. Corbett, at Addison’s Head, both without Temple-Bar; J. Brindley, at the King’s Armsin New Bond-street; A. Bettesworth, and F. Clay, in Trust for B. Wellington, 1735; The Complete Works of William Wycherley/ ed. by M. Summers. 4 vols. L., Soho : The Nonesuch Press, 1924; Idem. N. Y. ; Russell & Russell, 1964; repr.; The Complete Plays of William Wycherley/ ed. by G. Weales. 4 vols. N . Y. : Anchor, 1966; в рус. пер. — Прямодушный / Пер. с англ. К. Чуковского ; предисл. А. А. Аникста. М. : Искусство, 1968; Деревенская жена / пер. с англ. Р. Померанцевой ; стихи в пер. Н. Рыковой ; вступ. ст. и коммент. И. Ступникова ; худож. Е. Трофимова. М. : Искусство, 1981.

Лит.: Connely W. Brawny Wycherley, First Master in English Modern Comedy. N. Y. ; L. : Charles Scribner’s Sons, 1930; Аникст А. Уичерли // Литературная энциклопедия : В 11 т. [М.], 1929–1939. Т. 11. М. : Худож. лит., 1939. Стб. 501–502; Дживелегов А. К. Театр и драма периода Реставрации // История английской литературы : В 3 т. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1945. Т. 1, вып. 2. С. 231–256; Zimbardo R. Wycherley’s Drama: A Link in the Development of English Satire . New Haven, Conn. : Yale University Press, 1965; Юзефович В. А. Уичерли // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М. : Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 7: «Советская Украина» — Флиаки. 1972. Стб. 754; Ступников И. В. Английский театр. Конец XVII — начало XVIII века. Л. : Искусство, 1986; Marshall W. G. A Great Stage of Fools: Theatricality and Madness in the Plays of William Wycherley. N. Y. : AMS Press, 1993; Черноземова Е. Н., Штейн А. Л. Этюды об английской драме. Трагедии и комедии : Моногр. М. : Прометей, 2004; Ломакина Е. А. Маска как художественный прием в комедии Уильяма Уичерли «Деревенская жена» в контексте традиции западноевропейской драматургии : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Е. А. Ломакина ; [Самар. гос. пед. ун-т]. Самара, 2006. 20 с.

Сост. Б. Н. Гайдин


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Уичерли Уильям [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://www.around-shake.ru/personae/4037.html [2012].


См. также: