Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Разное

  • Шекспир известен каждому. Он прославился множеством пьес и сонетов высшей пробы, став классиком литературы. Неудивительно, что в его честь выпускаются монеты самых разных стран. Самые ранние образцы относятся ещё к XVIII веку, к примеру, британские пенни 1792 года.

  • В названии эпохи Возрождения отразилась ее наиважнейшая и наиболее заметная функция — возрождать идеи и принципы античности, открывать и возвращать имена, оказавшиеся в забвении. Одним из возвращенных миру Возрождением оказался античный художник Апеллес (356–308 до н. э.), прижизненная слава и признание которого были столь велики, что он был единственным, кому разрешалось писать портреты Александра Македонского. Но судьба его творчества оказалась несчастливой и плачевной для творца: ни одна из картин признанного мастера не сохранилась, сведения о них дошли до нас, как и до мастеров Возрождения, лишь в описаниях. Тем не менее фигура Апеллеса привлекала к себе художников и драматургов эпохи Возрождения. В Италии Сандро Ботичелли (1445–1510) воспроизвел одно из его полотен по сохранившемуся описанию Лукиана. В Англии Апеллес стал одним из центральных действующих лиц пьесы придворного драматурга королевы Елизаветы, Джона Лили (1554?–1606).

  • Иэн Эдвард Доналдсон [(Charles) Ian Edward Donaldson; 6.05.1935] — профессор Национального университета Австралии (Australian National University), известный литературовед, специалист по творчеству Б. Джонсона.

  • Театр Польши находился в сложных взаимоотношениях с театром соседних стран — России, государств Священной Римской империи, более глубокие связи (особенно после начала Реформации) связывали его с театром Франции, Италии. никальным событием были гастроли английской труппы Д. Грина, посетившей Польшу в год смерти У. Шекспира и показавшей полякам его произведения наряду с трагедиями К. Марло и Т. Хейвуда. Представления давались перед королевским двором, что повышало их статус. Таким образом, Польша была одной из первых стран, где пьесы Шекспира и его английских современников снискали международное признание (хотя это скорее единичный факт, о шекспировском влиянии на театр Польши говорить было бы преждевременно).

  • Уличный театр (площадной театр; англ. street theater; франц. théâtre de la rue; нем. Straßentheater) — вид театральных представлений, которые происходят под открытым небом на городских площадях и улицах. Нередко более старые формы таких представлений называют площадным театром, а формы XX–XXI веков — уличным театром, но такое разделение не закреплено. Хотя древнейшие формы театра тоже связаны с представлениями на открытом воздухе (античные амфитеатры не имели крыш), их обычно к уличному театру не относят. Традиционно происхождение площадного театра связывают с народной и средневековой городской культурой. Народные действа (встреча весны, пляски и песни скоморохов, жонглеров и т. д.) составляли живую среду, в которой после полутысячелетнего отсутствия театра в европейской культуре он довольно быстро снова утвердился. Зародившийся в рамках церковной литургии, вытесненный из церкви на церковную паперть (полулитургическая драма, XII век), он здесь и встретился с городской площадью с ее насышенной жизнью. Культуролог Г. Д. Гачев предложил такой образ: церковная паперть — это сцена; соборная площадь, где толпа зрителей стоит на земле, — это партер (par terre — франц.: на земле); богатые горожане, чьи дома выходят на площадь, смотрят представление со второго этажа своих домов (на первом этаже были склады), второй этаж — наилучший (belle étage — франц.: прекрасный этаж); кто-то может забраться и на самый верх зданий, там плохо слышно, но зато все видно, это средневековая галерка; если плошадь с церковным входом, домами на ней, зрителями накрыть крышей — возникнет привычный нам театр.

  • Роже Планшон [Roger Planchon; 12.09.1931, Сен-Шамон, Рона-Альпы — 12.05.2009, Париж] — французский деятель театра, актер, режиссер, драматург. Родился в бедной многодетной семье ресторанной прислуги недалеко от Лиона, отец и мать подрабатывали и содержанием в семье детей-сирот. С Лионом связаны его детство, учеба. В 13 лет за помощь партизанам во время Второй мировой войны был награжден Военным крестом. Довольно рано Планшон увлекся театром, читал стихи Ш. Бодлера, А. Рембо, Р. Шара в лионских кафе, где обратил на себя внимание местных интеллектуалов. Глубокое впечатление на Планшона произвели спектакли Ж. Вилара, увиденные им в Авиньоне (на созданном Виларом в 1947 г. Авиньонском театральном фестивале) и Париже. C соучениками лионских курсов С. Гийо по обучению драматическому искусству он поставил арлекинаду Н. Евреинова «Веселая смерть» (1949) и еще ряд спектаклей, среди них «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1950), с этой постановки начинается история блестящих достижений Планшона в театральной режиссуре. В том же году он поставил необычный спектакль «Фауст Гамлет» по материалам пьес современников Шекспира К. Марло и Т. Кида (в дальнейшем не раз ставил Марло: «Эдуард II» в 1954, 1960, 1961 гг.; «Парижская резня» в 1972 г.).