Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

29 января 2014

Sam Wanamaker Playhouse: теперь мечта режиссера сбылась полностью

9 января 2014 г. свои двери распахнул Театр Сэма Уанамейкера (Sam Wanamaker Playhouse), названный в честь знаменитого энтузиаста и ценителя эпохи Возрождения. Такова была, кроме восстановления театра «Глобус», еще одна заветная мечта знаменитого актера, которой было суждено осуществиться только после его смерти: рядом с открытым «летним» театром, поставить крытый «зимний».

Театр Сэма Уанамейкера

Такие крытые театры, вмещавшие несколько сот зрителей, в шекспировском Лондоне появились уже в 1570-е гг. Их труппы обычно были небольшими и, в отличие от публичных театров, управлявшихся акционерами под контролем патрона, состояли не из актеров-профессионалов, а из мальчиков-хористов, у которых, кроме театра, были и другие занятия. Управляющие крытыми театрами могли меньше беспокоиться о доходе от проданных зрительских мест. В крытых театрах удобно было ставить камерные пьесы с небольшим числом персонажей. Близость зрителей к сцене позволяла видеть детали костюма, мимику и движения актера. Кроме того, вход в такой театр стоил недешево (не менее 6 пенсов за самое дешевое место — в 6 раз дороже, чем в публичных театрах), в нем не было стоячих мест (только галерка, ложи и сидячий партер со скамьями), а потому публика собиралась более состоятельная и образованная.

Настоящий бум крытых театров начался уже в первые десятилетия XVII века, когда появились драматурги, оценившие возможности камерного представления: Марстон, Деккер, Уэбстер, Бен Джонсон. Городская комедия, трагедия мести, романтическая трагикомедия — всем эти жанрам камерность помогла сделать персонажей более глубокими и неоднозначными.

Оценили потенциал крытых театров и традиционные театральные компании. Одна из наиболее популярных крытых сцен шекспировского Лондона — (второй) Блэкфрайерс — занявший трапезную бывшего доминиканского монастыря, с 1596 г. принадлежал отцу и сыну Бербеджам. Именно в Блэкфрайерсе были впервые поставлены «Недовольный» Марстона, «Герцогиня Мальфи» Уэбстера, «Рыцарь пламенеющего пестика» Бомонта и Флетчера. Скорее всего, именно в Блэкфрайерсе состоялась премьера шекспировских «Бури» и «Зимней сказки». Когда крытые театры перешли под контроль театральных компаний, сложилась еще одна интересная практика: многие новые пьесы дебютировали в закрытом театре, а когда «элитная» публика подтверждала их успех, спектакль переносили на большую публичную сцену. Так произошло с «Герцогиней Мальфи» Уэбстера и «Недовольным» Марстона, при этом пьесу обычно удлиняли, вводили новых героев, а иногда убирали пантомиму и музыкальное сопровождение, которые на большой сцене не всегда смотрелись выгодно.

Театр Сэма Уанамейкера

К сожалению, о крытых театрах шекспировского Лондона известно немного (разве только их приблизительные размеры и как примерно выглядел зал и сцена). План Сэма Уанамейкера воссоздать «Глобус» с самого начала предполагал, что рядом с открытым театром должен быть построен крытый, который по возможности точно воспроизводил бы внешний вид Блэкфрайерса.

В середине 1960-х гг. в оксфордском Вустер-колледже случайно было сделано поразительное открытие. Из рукописного сборника середины XVII века выпало несколько листов, когда книгу сняли с полки. На этих листах был доселе неизвестный детальный план интерьера крытого театра. С первого взгляда решили, что автором проекта был знаменитый архитектор, друг Бена Джонсона Иниго Джонс. Уанамейкер, узнав об открытии одним из первых, решил, что именно так должна выглядеть реконструкция крытого театра. Последние 20 лет жизни он посвятил воссозданию «Глобуса», который открылся в 1997 г., через четыре года после смерти режиссера-визионера. Собранных средств не хватило на то, чтобы сразу открыть обе сцены: в будущем крытом театре временно разместился репетиционный зал.

Театр Сэма Уанамейкера (вид снаружи)
Театр Сэма Уанамейкера (вид снаружи)

Уанамейкеру не довелось дожить еще до одного важного открытия: в 2005 г. Гордон Хигготт (Gordon Higgott) окончательно доказал, что настоящий автор проекта «неизвестного театра» — не Джонс, а его ученик архитектор Джон Уэбб (John Webb), а значит, найденные в Оксфорде чертежи сделаны не в 1610–1620 гг., а на сорок лет позже — около 1660 г. В попечительском совете «Шекспировского Глобуса» начался спор: воссоздавать ли театр по этому плану или, как предлагал тогдашний художественный директор театра Марк Райланс (Mark Rylance), поискать что-то более «елизаветинское». Текстуальный анализ пьес Деккера, Уэбстера и Джонсона подтвердил: пьесы современников Шекспира, скорее всего, ставились именно в театре, где зрительный зал напоминал букву U (т. н. «полусфера»). Строительство решено было продолжать по плану Уэбба. В результате получился проект небольшого театрального зала — всего на 340 мест.

Чтобы воссоздать «яковианский» крытый театр в наиболее аутентичном виде (и тем самым «выиграть» негласное соревнование с американским Стонтоном, где с 2001 г. уже существует своя версия Блэкфрайерса), попечителям «Глобуса» пришлось собрать пожертвований на 7,5 млн фунтов. Интерьер театра целиком собран из дубовых блоков и балок под руководством известного специалиста по деревянным конструкциям Питера МакКерди (Peter McCurdy). Специально для Театра Уанамейкера была заказана роспись потолка с облаками, звездами и ангелами.

Джон Уэбб. План крытого театра (из рукописи, хранящейся в Вустер-Колледже, Оксфорд)
Джон Уэбб. План крытого театра (из рукописи, хранящейся в Вустер-Колледже, Оксфорд)

Камерная атмосфера яковианского театра создавалась главным образом с помощью освещения и спецэффектов. Поэтому было решено, что во время спектакля зал будет освещен исключительно свечами [в терминологии современного «Глобуса» — «живым пламенем» (live flame)]. Три больших канделябра на 12 свеч, «лампады» на столпах зрительного зала и свечи в руках актеров создадут колеблющееся освещение, необходимое для атмосферы таинственной сказки (глава исследовательского отдела «Глобуса» Фара Карим-Купер (Farah Karim-Cooper) вспоминает концовку «Зимней сказки» с ожившей статуей Паулины) или мрачного ужаса «трагедий мести». Актерам пришлось учиться играть со свечой в руках. Самые важные детали мизансцены можно подчеркнуть, поднося к ним свечу, или наоборот — скрывая во тьме до времени, а чтобы погрузить сцену во тьму для перемены декораций, актерам нужно просто уйти с нее. Концепцию освещения театра разработал профессор Мартин Уайт (Martin White).

По словам доктора Карим-Купер, в крытом «яковианском» театре власть театральной «эффективной иллюзии» над зрителями почти беспредельна, от них уже не требуется кольриджевского «отказа от недоверия» (“Outdoors, illusion requires participation from the audience… The audience has to agree to the illusion. But indoors, you can actually trick your audience as well.”)

Джемма Артертон
Джемма Артертон

Художественный директор «Шекспировского Глобуса» Доминик Дромгул (Dominic Dromgoole) считает, что в атмосфере Театра Сэма Уанамейкера сам Шекспир мог бы чувствовать себя как дома (“a theater in which Shakespeare would have felt at home”). Такое погружение в театр начала XVII века важно не только с точки зрения эстетики театрального опыта, но и как своего рода исследовательский эксперимент. Можно надеяться, что его результатом станет новое осмысление яковианской драмы, прежде всего пьес современников Шекспира.

Не случайно первой постановкой в Театре Сэма Уанамейкера стала трагедия Джона Уэбстера «Герцогиня Мальфи» или «Герцогиня Мальфийская» (Duchess of Malfi, 1612–1614; пост. 1623 г., рус. пер. 1959 г.) — классическая «итальянская» трагедия ужасов в постановке Доминика Дромгула. Эхо, выборочно повторяющее слова героев, музыка и пантомима, наконец, удушение графини в конце IV акта — эта смесь красоты и насилия должна смотреться совершенно по-иному в аутентичной обстановке «яковианского» театра.

Постановку трагедии Уэбстера будут показывать полтора месяца — до 16 февраля 2014 г. Роль герцогини исполнила актриса Джемма Артертон.

Похожий проект Иниго Джонса Похожий проект Иниго Джонса
Похожий проект Иниго Джонса

См. также:

Н. В. Захаров,
В. С. Макаров


Изображения
: BBC | Shakespeare's Globe Theatre | Blogging Shakespeare | The Hekman Library


Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).