Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Спенсер в замке Килколмен: виртуальная реконструкция

Спенсер в замке Килколмен: виртуальная реконструкция

Группа исследователей из Университета Восточной Каролины (г. Гринвилл, штат Северная Каролина) закончила работу над виртуальной реконструкцией замка Килколмен (графство Северный Корк). В 1580–1590-х гг. владельцем Килколмена был английский поэт Эдмунд Спенсер, в то время — секретарь Лорда-депутата Артура Грея, королевского представителя в покоренной Ирландии. Для литературы Килколмен памятен тем, что в нем были написаны почти все поздние тексты Спенсера — «Эпиталамион», «Гимны», «Проталамион», большая часть «Аморетти», «Жалобы», ««Взгляд на существующее положение Ирландии», и главное — эпическая поэма «Королева фей». В Килколмене Спенсера посещал еще один манстерский плантаторсэр Уолтер Роли, который помог Спенсеру представить поэму королеве.

В 1598 г. в ходе Девятилетней войны (или восстания Тайрона) замок был взят и сожжен восставшими ирландцами, в огне, как утверждал якобы со слов Бена Джонсона Уильям Драммонд, погиб новорожденный ребенок поэта и черновики последних песен «Королевы фей». Выбравшись из замка по подземному туннелю, Спенсер с семьей бежал в Корк, а оттуда в Лондон, где и умер через год после того, как лишился дома. От замка сохранились лишь руины нескольких стен основной башни.

Название проекта — Centering Spenser — отражает стремление его создателей вписать творчество Спенсера в контекст социальной и культурной жизни английских плантаторов и ирландских фермеров Корка. Метафорически это единство представлено в виде четырех основных «стихий» сайта: творчества (Воздух), освоения плантации (Земля), конфликта и восстания (Огонь) и торговли (Вода).

Спенсер в замке Килколмен: виртуальная реконструкция

Для проекта Centering Spenser руины замка были сфотографированы в разных ракурсах. На сайте можно увидеть и «окно Роли», у которого поэты курили трубки и беседовали, и изрядно обмелевшее болото (жившие в нем лягушки мешали Спенсеру и его молодой жене наслаждаться медовым месяцем), и останки лестниц, переходов и укреплений, а также план замка по результатам раскопок экспедиции Эрика Клингельхофера. Некоторые детали реконструкции (например, английский сад елизаветинской эпохи) внесены в проект на основании того, что они упоминаются в текстах Спенсера килколменского периода. Как показали раскопки, замок состоял из донжона (центральной каменной башни), примыкающих к нему зала для приемов (Great Hall) и небольшого дома со спальнями и гостевыми. В разделе «Диаграммы», кроме общего вида замка, есть и макет донжона в разрезе.

Собственно реконструкции представлены в двух видах: в режиме «облета» (чтобы представить замок в трех измерениях) и как интерактивная экскурсия по его интерьерам и двору. Никаких описаний замка не сохранилось, поэтому исследователям из Университета Восточной Каролины пришлось одновременно подстегивать и сдерживать полет фантазии. Если в некоторых деталях реконструкция, возможно, и неточна, то основная задача проекта (показать, как ирландский опыт Спенсера проявился в его литературном творчестве и повлиял на него), несомненно, достигнута. Творчество Спенсера все реже попадает в университетские программы по литературе, его сложный архаичный поэтический язык и аллегорическая образность трудно дается современным студентам. Проект Centering Spenser придает его текстам, как шекспировскому «воздушному “ничто”», новое «обиталище и имя», чтобы зародить в аудитории новый интерес к ним.

Спенсер в замке Килколмен: виртуальная реконструкция

Для большинства объектов Килколмена созданы отдельные страницы с объяснением принципов реконструкции. Как правило, реконструкция имитирует либо сохранившиеся постройки такого же типа на территории Манстерской плантации, либо то, что Спенсер мог видеть в резиденциях английских аристократов (например, елизаветинский «узловой» сад спланирован наподобие сада в Кенилворте — поместье лорда Роберта Дадли). Для каждого объекта тщательно подобраны литературные аллюзии — прежде всего из трудов самого Спенсера. Частые упоминания оленей и оленьих шкур «заставили» создателей проекта положить несколько таких шкур на кресла и пол гостиной и спальни. Сундук для денег и документов воссоздан и по описанию в пятой книге «Королевы фей», и по хорошо известному «испанскому фасону» конца 1580-х гг. — времен разгрома Армады, когда такие сундуки с затонувших кораблей прибой иногда выносил на ирландские берега. Пассаж об «убийственных орудиях» из «Королевы фей» иллюстрирует сохранившуюся бойницу в башне замка (или наоборот?) Литература и архитектура в проекте удачно дополняют друг друга.

Как и все выполненные в университетах проекты визуальных реконструкций, Centering Spenser прежде всего предназначен для студенческой аудитории и снабжен детальной библиографией и списком интернет-ресурсов.

См. также:

В. С. Макаров


Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).