Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

3 сентября 2012

Цифровой архив Хенсло-Аллейна: театральные бумаги и семейные проблемы

Исполнилось шесть лет проекту оцифровки рукописей Хенсло-Аллейна (The Henslowe Alleyn Digitization Project). В 2006 г. грант на работу с рукописями получила группа исследователей во главе с профессором Грейс Иопполо (Grace Ioppolo) из университета Рединга (The University of Reading). Среди участников проекта был также профессор Питер Бил (Peter Beal), автор многотомного каталога английских рукописей, содержащих литературные тексты (“Catalogue of English Literary Manuscripts 1450–1700”). За четыре года реализации проекта более 2000 страниц рукописного текста было оцифровано в отличном качестве и выложено в общий доступ на сайте проекта.

Эдвард Аллейн
 Эдвард Аллейн

Для историков английского театра коллекция Хенсло-Аллейна — наиболее ценный источник аутентичной информации о театре шекспировского времени. В ней собраны рукописные документы, принадлежавшие лондонскому антрепренеру Филипу Хенсло (Philip Henslowe), основателю театров «Роза» и «Фортуна». С 1591 г. Хенсло работал с труппой Лорда-адмирала (Lord Admiral's Men). Его приемная дочь Джоан вышла замуж за ведущего актера труппы Эдварда Эллина (Аллейна) (Edward Alleyn). Аллейн, наряду с Ричардом Бербеджем, считался одним из лучших лондонских трагиков своего времени. Для него были написаны все главные роли в пьесах Кристофера Марло: Варрава, Тамерлан и Фауст. Уйдя со сцены в конце XVI века, Аллейн стал партнером тестя в руководстве театральной компанией, двумя театрами, а также площадками для травли медведей и быков, и, вероятно, публичным домом в Саутворке. После смерти Джоан Аллейн вступил во второй брак со старшей дочерью Джона Донна, двадцатилетней Констанцией (Аллейн был на шесть лет старше Донна, ему было уже 57). В архиве Аллейна присутствуют материалы, документирующие его ссору с тестем, который отказался дать зятю в долг пятьсот фунтов, требуя, чтобы Аллейн вначале выделил Констанции «вдовью часть». Вероятно, Аллейн нуждался в средствах для основанной им частной школы (нынешний Далвич-Колледж [Dulwich College]).

Именно в Далвиче и сохранился архив Хенсло-Аллейна — единственный дошедший до нас архив театральных антрепренеров шекспировского Лондона. В 1843 г. некоторые документы были впервые изданы Джоном Пейном Коллиером. К сожалению, часть страниц Коллиер подделал, а оригиналы вырвал и частично уничтожил. Полностью материалы архива стали доступны лишь с завершением оцифровки.

Наиболее интересная часть архива — знаменитый «Дневник» Хенсло (1592–1609), а точнее, его приходно-расходная и записная книжка, в которую антрепренер заносил суммы полученной выручки, расходы на реквизит и паевые выплаты членам труппы, а также гонорары драматургам. «Дневник» проясняет огромное множество деталей: как распределялась прибыль в театральной компании, сколько получали ведущие и начинающие авторы и актеры, какой реквизит и какие костюмы использовались для постановок. Коллиер подделал в тексте «Дневника» упоминание имени Шекспира — на самом деле Хенсло и Шекспир вместе не работали.

В архиве также сохранились похожий дневник Аллейна, деловые бумаги, письма, счета, купчие и др. К сожалению, грант не предполагал транскрибирование рукописей (издано не более 20% документов). Тем не менее, на сайте присутствуют специально написанные «цифровые эссе», подробнее рассказывающие о наиболее интересных рукописях архива, таких, как королевский патент Филипу Хенсло на звание распорядителя бычьей и медвежьей травлей, два стихотворения, которые Аллейну посвятил Бен Джонсон (в авторской копии!), список костюмов в труппе лорда-адмирала (1601–1602), и др.

См. также:

В. С. Макаров

Изображения: Wikimedia Commons

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира