Ринуччини Оттавио, итальянский современник У. Шекспира
Имя |
Ottavio Rinuccini |
Дата рождения | 20 января 1562 г. |
Место рождения | Флоренция |
Дата смерти | 28 марта 1621 г. |
Место смерти | Флоренция |
Гражданство | Италия |
Деятельность | поэт, либреттист |
![]() |
Памятная доска в честь Оттавио Ринуччини во Флоренции (улица Рустичи) |
Оттавио Ринуччини [Ottavio Rinuccini; 20.01.1562, Флоренция — 28.03.1621, там же] — итальянский поэт, создатель либретто первых опер, современник У. Шекспира.
Он родился во Флоренции в период расцвета города как мирового культурного центра: на площади Пьяцца делла Синьория возвышалась статуя Давида работы Микеланджело, при жизни Ринуччини появились фонтан с Нептуном и Тритонами работы Амманати, конная статуя Козимо I работы Джованни да Болонья, невдалеке — Палаццо Уффици, работу над которым начинал Джорджо Вазари, еще свежи были следы пребывания в городе Леонардо да Винчи и Рафаэля, Макиавелли и Савонаролы. Во Флоренции во времена Ринуччини жил Торкватто Тассо, в 1583 г. была образована Академия делла Круско (Дж. Б. Дети, А.nbsp;Ф. Граццини и др.), поставившая своей целью сохранение чистоты итальянского языка.
Образованность Ринуччини, знание этикета помогли ему устроиться на службу к Великому герцогу Тосканскому Фердинанду I Медичи, достаточно мудрому правителю и покровителю искусств. Ринуччини вошел во Флорентийскую академию. Он стал активным участником деятельности содружества композиторов, музыкантов и поэтов «Флорентийская камерата», основанного в 1573 г. и достигшего расцвета в 1590-х гг. Именно здесь зародилась идея создать (как считалось, в подражание древним) трагедию, где все слова не произносились, а пелись, т. е. музыкальную драму, получившую название опера (ит. opera — труд, работа; лат. opera, мн. ч. от opus — труды, произведения). Члены содружества (прежде всего композитор Якопо Пери, покровитель содружества аристократ Якопо Корси) в ходе дискуссий разработали идею одноголосой арии, речитатива. Ринуччини стал создателем текста первой в истории оперы, которой считается «Дафна» с музыкой Я. Пери (была поставлена во время венецианского карнавала 1597–1598 гг.). За ней последовали оперы, написанные на тексты Ринуччини, — «Эвридика» Джулио Каччини (1600, пост. 1602), «Дафна» Марко да Гальяно (1608). Традиционно первые выдающиеся достижения в жанре оперы связываются с именем Клаудио Монтеверди, который определил облик этого жанра в опере «Орфей» (1607, либретто мантуанского автора Алессандро Стриджо-младшего). В 1608 г. появилась опера Монтеверди «Ариадна», написанная на текст Ринуччини. К сожалению, из нее сохранилась только часть (ставшая знаменитой ария «Плач Ариадны»), иначе роль Оттавио Ринуччини в создании литературной основы оперы как жанра была бы еще более заметной.
Ринуччини несколько лет жил во Франции при дворе Генриха IV, которого в свое время (когда тот боролся за трон) поддержал Фердинанд I Медичи. Там Ринуччини испытал влияние французских образцов, писал стихи, опубликованные только после смерти поэта, в 1622 г.
Сферы жизнедеятельности и творчества Шекспира и Ринуччини, очевидно, никак не пересекались, хотя годы жизни двух писателей близки. Но типологически их кое-что сближает. В трагедиях Шекспира присутствует оперное начало (в стихах, сценах торжественных выходов и в любовных эпизодах, во включении в текст песен и т. д.). Особенно заметна оперность в пасторальных мотивах поздних пьес Шекспира («Зимняя сказка», «Буря»). То, что Шекспир это не до конца осознал, скорее благо, это уберегло его пьесы от театральной ходульности, иногда заметной в ранних итальянских операх. Вместе с тем оперная форма — один из родственных феноменов с монументальной формой шекспировских произведений, сохраняющей традицию большой формы Ренессанса и участвующей в становлении монументальных форм искусства барокко.
Вл. А. Луков
Изображение: Wikimedia Commons
Соч.: Monteverdi C. Lamento d’Arianna. L. : Universal, 1969 [партитура].
Лит.: Роллан Р. Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии : пер. с франц. M. : Музгиз, 1931; Мугинштейн М. Л. Хроника мировой оперы : в 2 т. Екатеринбург : У-Фактория, 2005. Т. 1 : 1600–1850; Raccamadoro-Ramelli F. Ottavio Rinuccini. Fabriano : Tipografia gentile, 1900; Brockway W., Weinstock H. The Opera: A History of Its Creation and Performance, 1600–1941. N. Y. : Simon and Schuster, 1941; Paoli D. de. L’opéra italiana : dalle origini all’opera verista. Roma : Studium, 1955; Grout D. J., Williams H. W. A Short History of Opera. N. Y. : Columbia University Press, 1988; Palisca C. V. The Florentine Camerata : Documentary Studies and Translations. New Haven : Yale University Press, 1989.
Библиограф. описание: Луков Вл. А. Ринуччини Оттавио, итальянский современник У. Шекспира [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/personae/4469.html (архивировано в WebCite) [2013].