Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Ринуччини Оттавио, итальянский современник У. Шекспира

Имя

Ottavio Rinuccini

Дата рождения 20 января 1562 г.
Место рождения Флоренция
Дата смерти 28  марта 1621 г.
Место смерти Флоренция
Гражданство Италия
Деятельность поэт, либреттист
Памятная доска в честь Оттавио Ринуччини во Флоренции (улица Рустичи)
Памятная доска в честь Оттавио Ринуччини во Флоренции (улица Рустичи)

Оттавио Ринуччини [Ottavio Rinuccini; 20.01.1562, Флоренция — 28.03.1621, там же] — итальянский поэт, создатель либретто первых опер, современник У. Шекспира.

Он родился во Флоренции в период расцвета города как мирового культурного центра: на площади Пьяцца делла Синьория возвышалась статуя Давида работы Микеланджело, при жизни Ринуччини появились фонтан с Нептуном и Тритонами работы Амманати, конная статуя Козимо I работы Джованни да Болонья, невдалеке — Палаццо Уффици, работу над которым начинал Джорджо Вазари, еще свежи были следы пребывания в городе Леонардо да Винчи и Рафаэля, Макиавелли и Савонаролы. Во Флоренции во времена Ринуччини жил Торкватто Тассо, в 1583 г. была образована Академия делла Круско (Дж. Б. Дети, А.nbsp;Ф. Граццини и др.), поставившая своей целью сохранение чистоты итальянского языка.

Образованность Ринуччини, знание этикета помогли ему устроиться на службу к Великому герцогу Тосканскому Фердинанду I Медичи, достаточно мудрому правителю и покровителю искусств. Ринуччини вошел во Флорентийскую академию. Он стал активным участником деятельности содружества композиторов, музыкантов и поэтов «Флорентийская камерата», основанного в 1573 г. и достигшего расцвета в 1590-х гг. Именно здесь зародилась идея создать (как считалось, в подражание древним) трагедию, где все слова не произносились, а пелись, т. е. музыкальную драму, получившую название опера (ит. opera — труд, работа; лат. opera, мн. ч. от opus — труды, произведения). Члены содружества (прежде всего композитор Якопо Пери, покровитель содружества аристократ Якопо Корси) в ходе дискуссий разработали идею одноголосой арии, речитатива. Ринуччини стал создателем текста первой в истории оперы, которой считается «Дафна» с музыкой Я. Пери (была поставлена во время венецианского карнавала 1597–1598 гг.). За ней последовали оперы, написанные на тексты Ринуччини, — «Эвридика» Джулио Каччини (1600, пост. 1602), «Дафна» Марко да Гальяно (1608). Традиционно первые выдающиеся достижения в жанре оперы связываются с именем Клаудио Монтеверди, который определил облик этого жанра в опере «Орфей» (1607, либретто мантуанского автора Алессандро Стриджо-младшего). В 1608 г. появилась опера Монтеверди «Ариадна», написанная на текст Ринуччини. К сожалению, из нее сохранилась только часть (ставшая знаменитой ария «Плач Ариадны»), иначе роль Оттавио Ринуччини в создании литературной основы оперы как жанра была бы еще более заметной.

Ринуччини несколько лет жил во Франции при дворе Генриха IV, которого в свое время (когда тот боролся за трон) поддержал Фердинанд I Медичи. Там Ринуччини испытал влияние французских образцов, писал стихи, опубликованные только после смерти поэта, в 1622 г.

Сферы жизнедеятельности и творчества Шекспира и Ринуччини, очевидно, никак не пересекались, хотя годы жизни двух писателей близки. Но типологически их кое-что сближает. В трагедиях Шекспира присутствует оперное начало (в стихах, сценах торжественных выходов и в любовных эпизодах, во включении в текст песен и т. д.). Особенно заметна оперность в пасторальных мотивах поздних пьес Шекспира («Зимняя сказка», «Буря»). То, что Шекспир это не до конца осознал, скорее благо, это уберегло его пьесы от театральной ходульности, иногда заметной в ранних итальянских операх. Вместе с тем оперная форма — один из родственных феноменов с монументальной формой шекспировских произведений, сохраняющей традицию большой формы Ренессанса и участвующей в становлении монументальных форм искусства барокко.

Вл. А. Луков

Изображение: Wikimedia Commons


Оттавио Ринуччини. Библиография

Соч.: Monteverdi C. Lamento d’Arianna. L. : Universal, 1969 [партитура].

Лит.: Роллан Р. Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии : пер. с франц. M. : Музгиз, 1931; Мугинштейн М. Л. Хроника мировой оперы : в 2 т. Екатеринбург : У-Фактория, 2005. Т. 1 : 1600–1850; Raccamadoro-Ramelli F. Ottavio Rinuccini. Fabriano : Tipografia gentile, 1900; Brockway W., Weinstock H. The Opera: A History of Its Creation and Performance, 1600–1941. N. Y. : Simon and Schuster, 1941; Paoli D. de. L’opéra italiana : dalle origini all’opera verista. Roma : Studium, 1955; Grout D. J., Williams H. W. A Short History of Opera. N. Y. : Columbia University Press, 1988; Palisca C. V. The Florentine Camerata : Documentary Studies and Translations. New Haven : Yale University Press, 1989.


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Ринуччини Оттавио, итальянский современник У. Шекспира [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/personae/4469.html (архивировано в WebCite) [2013].