Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Кеведо-и-Вильегас Франсиско Гомес де, испанский современник У. Шекспира

Имя Francisco Gómez de
Quevedo y
Santibáñez Villegas
Дата рождения 14 сентября 1580 г.
Место рождения Мадрид
Дата смерти 8 сентября 1645 г.
Место смерти Вильянуэва-де-лос-Инфантес
Гражданство Испания
Деятельность писатель
Франсиско Гомес де Кеведо и Сантибаньес Вильегас
Франсиско Гомес де Кеведо и Сантибаньес Вильегас

Франсиско Гомес де Кеведо и Сантибаньес Вильегас [Francisco Gómez de Quevedo y Santibáñez Villegas; 14.09.1580, Мадрид — 8.09.1645, Вильянуэва-де-лос-Инфантес] — испанский писатель, современник У. Шекспира.

Родился в Мадриде в семье аристократов (секретаря королевы и фрейлины). Получил образование в университетах Алькала де Энарес и Вальядолида, где изучил греческий и латынь (позже выучил также арабский, еврейский, французский, итальянский, был эрудитом во многих областях знания). Оказался в кругу крупнейших писателей своего времени — Лопе де Вега, Сервантесом. В 1605 г. Педро де Эспиноса включил избранные стихи Кеведо в антологию «Цветник прославленных поэтов» (в том числе знаменитое стихотворение «Дон Динеро»), что свидетельствует о рано пришедшей к Кеведо известности. Как представитель консептизма (испанской разновидности барокко) противостоял другой ветви барокко — гонгоризму, что привело к резкой полемике Кеведо и Л. Гонгоры. После падения своего покровителя — вице-короля Неаполя (а до этого Сицилии) герцога де Осуны (у которого писатель служил секретарем, исполнял обязанности министра финансов) Кеведо подвергся опале и даже заключению в тюрьму за поддержку патрона (где находился вплоть до смерти короля Филиппа III в 1621 г.). В 1623 г. снова вернулся ко двору, даже стал секретарем короля Филиппа IV (в 1632 г.).

К этому периоду относится создание, завершение, издание наиболее известных произведений Кеведо: завершение сборника повестей — социально-политических памфлетов «Сновидения» (1607–1623, опубл. 1627, сборник был запрещен инквизицией; современные исследователи сравнивают его с живописью И. Босха); публикация самого известного произведения Кеведо — плутовского романа «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (др. пер. «Жизнеописание Бускона», написано до 1609, опубл. 1626); создание сборника сатирических новелл «Час воздаяния, или Разумная Фортуна» (1635, опубл. 1650); завершение и публикация трактата «Политика бога, правление Христа и тирания Сатаны» (ч. 1–2, написан 1617–1626, опубл. 1626–1639). Впрочем, заметное положение не избавило Кеведо от неприятностей, в 1639–1643 он провел в тюремном заключении (за сатирические стихи против короля, ошибочно приписанные Кеведо).

В своих произведениях Кеведо создал сатирическую панораму Испании своего времени, пораженной не только экономическим застоем, но и нравственным разложением. И в целом для Кеведо мир оказывается непрочным, непостоянным, фантасмагоричным, а человек далеко не венцом творения, его судьба непредсказуемой, «честь не в чести, но почести в почете», как сказано в одном из сонетов Кеведо. Характерные черты стиля Кеведо — реалистический гротеск, соединенный с пессимистической иронией. Большое место занимает игровой элемент. В игровой форме Кеведо смешивал различные жанры. Вокруг особенностей литературной игры разгорелся основной спор гонгористов, последователей Гонгоры, и консептистов, последователей А. Ледесмы Буйтраго, автора сб. стихов «Духовные мысли» («Conceptos spirituales», 1600), среди которых был и Кеведо. Если для гонгористов особо значима игра формой слов, порождающая множество неологизмов, то консептисты увлекались игрой не словами, а мыслями; пример — название книги Кеведо «Книга обо всем и еще о многом другом».

В XIX веке к Кеведо пытался привлечь внимание П. Мериме, написавший о нем работу «Опыт о жизни и произведениях Франсиско Кеведо». Интерес к творчеству Кеведо возродился на родине и за ее пределами в XX веке.

Хотя Кеведо был современником Шекспира, ему было больше 20 лет, когда появился «Гамлет», он жил еще 22 года после выхода первого фолио, в котором было собрано почти все творчество великого английского драматурга, ничто не выдает хотя бы мимолетного знакомства с ним Кеведо. Напротив, очевидно, что он целиком погружен в литературную среду Испании, в ее литературных процесс. Однако типологическое сходство двух писателей в ряде случаев можно обнаружить. Это касается и свободы в соединении жанров, и в создании афористических фраз, основанных на остроумном использовании возможности парадоксального сочетания мыслей, и в мерцании оптимизма и пессимизма в отношении к миру и человеку.


Кеведо-и-Вильегас Франсиско Гомес де, испанский современник У. Шекспира. Библиография

Соч.: Obras completas. T. 1–2. Madrid, 1958–1960; в рус. пер. — История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников / Пер., вступит, статья и примеч. К. Н. Державина. М. ; Л. : Гослитиздат, 1950; Избранное. Л. : Художественная литература, 1971; Культистская латиноболтовня // Испанская эстетика. М. : Искусство, 1977. С. 141–149.; Избранное. Л. : Художественная литература, 1980; Сеньор Динеро. Из «Жизнеописания Бускона». Из «Книги обо всем и еще о многом другом» // Пуришев Б. И. Западноевропейская литература XVII века : Хрестоматия. М. : Высшая школа, 2002; [Стихотворения] // Поэзия испанского барокко. СПб. : Наука, 2006.

Лит.: Плавскин З. И. Испанская литература XVII — середины XIX века. М. : Высшая Школа, 1978; Брежнева Н. В. Жанровое своеобразие «Сновидений» Франсиско де Кеведо // Ibérica. Кальдерон и мировая культура. Л. : Наука, 1986. С. 207–212; Бернова Ю. Кеведо-и-Вильегас Франциско // Зарубежные писатели : Биобиблиогр. словарь: В 2 ч.: Ч. 1: А—Л / Под ред. Н. П. Михальской. М. : Дрофа, 2003; Борхес Х. Л. Кеведо // Борхес Х. Л. Собрание сочинений : : В 4 т. СПб. : Амфора, 2005. Т. 2; García Marruz F. Quevedo. México : Fondo de Cultura Económica, 2003; Gutiérrez C. M. La espada, el rayo y la pluma: Quevedo y los campos literario y de poder. West Lafayette : Purdue University PRess, 2005; González Quintás E. La metáfora en la poesía de Quevedo: la naturaleza y la mujer. Barañáin : Ediciones Universidad de Navarra, 2006.

Вл . А. Луков

Изображение: Wikimedia


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Кеведо-и-Вильегас Франсиско Гомес де, испанский современник У. Шекспира [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». URL: http://around-shake.ru/personae/4322.html (архивировано в WebCite) [2013].