Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Д’Обинье Теодор Агриппа

Портрет Теодора Агриппы д’Обинье (1622)Портрет Теодора Агриппы д’Обинье (1622)
Имя Théodore Agrippa d'Aubigné
Дата рождения 8 февраля 1552 г.
Место рождения Сентонж
Дата смерти 29 апреля 1630 г.
Место смерти Женева
Гражданство Франция
Деятельность писатель, поэт,
политический деятель

Теодор Агриппа д’Обинье (Théodore Agrippa d'Aubigné; нередко указывается как: Агриппа д’Обинье или просто Агриппа; 8.02.1552, Сентонж, — 29.04.1630, Женева) — французский писатель, историк, политический и общественный деятель, представитель Позднего Возрождения, французский современник Шекспира.

Д’Обинье родился в протестантской семье, получил образование в Орлеане, Женеве, Лионе, в течение 25 лет сражался на стороне Генриха Наваррского, с 1620 г. жил в Женеве. Вошел в литературу сборником «Весна» (“Le Printemps”, между 1568 и 1575 г.), в котором подражал поэзии Плеяды. Д’Обинье также написал исторический трактат «Всеобщая история» (“Histoire universelle”, 3 т., 1600–1612), сатирический роман «Приключения Барона де Фенеста» (“Les Aventures du baron de Faeneste”, 4 кн., 1617–1630), где сказалось влияние Рабле, мемуары «Жизнь, рассказанная его детям» (“Sa Vie a ses enfants”, опубл. посм., 1729).

Наиболее значимое поэтическое произведение д’Обинье — «Трагические поэмы» (“Les Tragiques”, 1576–1616), которое является одним из выдающихся памятников европейской поэзии. В произведение входят семь поэм: «Беды», «Государи», «Золотая палата», «Огни», «Мечи», «Отмщения», «Страшный суд». В поэмах обнаруживается сложное сочетание реальности и вымысла, помимо поэтических (нередко аллегорических) образов присутствуют исторические персонажи, в том числе незримо — сам автор, реальный свидетель событий. Поэт руководствуется учением Ж. Кальвина о предопределении, выделяя среди персонажей как избранных, так и отверженных Богом.

Мир изображен в трагических красках, что позволяет видеть в д’Обинье предтечу искусства барокко. В поэмах обнаруживается ранняя стадия формирования философизма во французской светской литературе в его религиозно-философской форме. Этот аспект отдаляет его от Шекспира, но типологическое сближение двух писателей все же возможно в ключе присутствия в их творчестве трагического мироощущения как следствия заката Ренессанса и гуманизма.


Библиография

Соч.: Oeuvres : T. 1–11. P., 1981–2000; Les Tragiques. P., 2003 ; в рус. пер. — Трагические поэмы. Мемуары. М. : Гослитиздат, 1949; Приключения барона де Фенеста. Жизнь, рассказанная его детям. М. : Наука, 2001; Трагические поэмы. М. : РИПОЛ классик, 2002.

Лит.: Подгаецкая И. Ю. Агриппа д'Обинье и гугенотская поэзия XVI в. // История всемирной литературы : В 9 т. М., 1985. Т. 3. С. 276–283; Фролова А. И. Такой разный Агриппа: рецепция творчества Агриппы д’Обинье во французском литературоведении ХХ века // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. М., 2006; Fragonard M. M. La Pensée religieuse d’Agrippa d’Aubigné et son expression. P. : Didier Erudition, 1986; Lestringant F. Agrippa d’Aubigné, les Tragiques. P. : PUF, 1986; Deschodt E. Agrippa d’Aubigne: le guerrier inspire. P. : R. Laffont, 1995; Lazard M. Agrippa d’Aubigne. P. : Fayard, 1998; Schrenck G. Agrippa d’Aubigné. P. ; Rome : Memini, 2001; Fanlo J. R. Les Tragiques d’Agrippa d’Aubigné. Tournai, 2003; Linden P. Voice and Witnessing in Agrippa d'Aubigné's Les Tragiques : Dissertation. Atlanta (GA) : Emory University, 2003; Fragonard M.-M. La pensée religieuse d’Agrippa d’Aubigné et son expression. Bibliothèque littéraire de la Renaissance No. 53. P. : Honoré Champion, 2004; Junod S. Agrippa d'Aubigné ou les misères du prophète. Genéve : Droz, 2008.

Вл. А. Луков

Изображение: Wikimedia


Библиограф. описание: Луков Вл. А. Д’Обинье Теодор Агриппа [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательская база данных «Современники Шекспира». 2011. URL: http://around-shake.ru/personae/3713.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).