Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

17 апреля 2023

Состоялось первое заседание научного семинара «Шекспир и его современники в диалоге культур и эпох»

3 апреля 2023 г. в рамках научного семинара «Шекспир и его современники в диалоге культур и эпох» кандидат философских наук старший преподаватель кафедры романо-германской филологии ПСТГУ, заведующий Лабораторией электронных научно-образовательных проектов ИФПИ МосГУ Б. Н. Гайдин выступил с докладом на тему «Образ Бена Джонсона в художественной литературе».

Исследователь обратился к произведениям писателей XVII–XXI вв., в которых одним из персонажей выведен английский поэт и драматург Бен Джонсон. На данный момент насчитывается порядка 50 пьес, романов, новелл и поэм, где поэт-лауреат является одним из персонажей. К сожалению, значительная их часть по-прежнему не оцифрована и практически недоступна для изучения. Однако анализ содержания тех из них, которые можно найти в Сети, все-таки позволяет прийти к определенным выводам.

Состоялось первое заседание научного семинара «Шекспир и его современники в диалоге культур и эпох»

Б. Н. Гайдин более подробно остановился на нескольких произведениях. Самый ранний пример — пьеса «Сатиромастикс, или Бич (на) сатирика» (“Satiromastix, or The Untrussing of the Humorous Poet”, 1602) Томаса Деккера, в которой Джонсон легко угадывается в персонаже по имени Гораций. Деккер нещадно критикует и высмеивает своего оппонента, обвиняя его в морализаторстве и приспособленчестве. Следующие сочинения, в которых появляется образ писателя, были написаны уже только во второй половине XIX в. Если взглянуть на их названия, становится ясно, что поэт-лауреат в них — лишь второстепенный персонаж, а в центре внимания — фигура У. Шекспира. Большая часть произведений этого периода принадлежит перу немецких литераторов. В XX столетии ситуация кардинально не меняется, но тем не менее можно найти примеры, где в сюжете Джонсону уже отводится довольно значительная роль. Например, пьеса «Шекспир и его любовь» (“Shakespeare and His Love”, 1910) Франка Харриса. Наконец, в XXI в. увидели свет несколько новелл и одна пьеса, в которых Джонсон — главный герой. К примеру, в новелле «Поднимай тревогу! Слабым голосом» (“Cry Murder! In A Small Voice”, 2013) и ее сиквеле «Убегает, преследуемый медведем» (“Exit, Pursued by a Bear”, 2014) Грир Гилман Джонсон выступает в роли детектива, расследующего различные преступления.

В заключение Б. Н. Гайдин высказал свое мнение о том, почему Джонсону сложно «конкурировать» с Шекспиром в художественной литературе. По мнению докладчика, «многочисленные мифы, которые окружают образ Шекспира, или, например, “темные” или “утраченные” годы его жизни дают намного больше материала для авторской фантазии. …жизнь Джонсона хорошо отражена в различных источниках и документах. Также он сам выступает источником сведений о Шекспире, будучи его соперником и критиком. Возможно, все это приводит к тому, что писателям несколько сложнее вплетать сведения и факты его биографии в канву собственных произведений».

Планируется продолжить поиск новых художественных произведений и анализ уже найденных, в которых фигурируют Шекспир, Марло, Джонсон и их современники.

В семинаре приняли участие ученые из Москвы и студенты историко-филологического факультета ПСТГУ. Видеозапись доступна на канале «Русский Шекспир».

На следующем заседании семинара с докладом «Обращения к дьяволу Фауста и Пирса Безгрошового: сатира и вера» выступит кандидат филологических наук доцент кафедры романо-германской филологии ПСТГУ В. С. Макаров.

Состоялось первое заседание научного семинара «Шекспир и его современники в диалоге культур и эпох»