Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

1 ноября 2013

Из «апокрифов» в коллаборативные пьесы

Провост Вустер-колледжа, профессор Оксфордского университета, вице-президент Британской Академии Джонатан Бейт (Jonathan Bate) — один из самых известных современных шекспироведов. Редактируемое им собрание «шекспировских апокрифов» Collaborative Plays by Shakespeare and Others — одна из самых ожидаемых новинок осени для тех, кто интересуется шекспировской Англией. Читательский интерес еще больше возрос после того, как в середине октября СМИ стали сообщать о том, что в «шекспировский канон» могут войти новые пьесы. Обратившись, например, к статье в «Гардиан», читатель мог узнать, что эти пьесы — «Арден из Февершема», «Муседор» и дополнения к «Испанской трагедии» (о догадке Дугласа Брустера уже писала российская пресса). Дополнения, кстати, недавно впервые изданы на русском языке (Кид, Томас. Испанская трагедия / пер. Михаила Савченко ; изд. подгот. Н. Э. Микеладзе, М. М. Савченко. М. : Наука ; Ладомир, 2011).

Шекспир за работой (рисунок ок. 1600 г.)
Шекспир за работой (рисунок ок. 1600 г.)

Конечно, шекспироведы и раньше предполагали, что в этих пьесах есть рука Шекспира (или, как все повторяют за статьей в «Гардиан», его «отпечатки пальцев» (fingerprints). «Арден из Февершема» — драма об убийстве мужа женой и ее любовником, написанная на основе реальных событий — в 2006–2008 гг. стала предметом спора между учеными, которые независимо друг от друга провели компьютерный анализ стиля и лексики пьесы: Артур Кинни доказывал, что как минимум одна из сцен написана Шекспиром, а Брайан Викерс утверждал, что этот же текст принадлежит Томасу Киду. «Муцедор» — одна из самых популярных комедий XVI–XVII вв. (переиздана 17 раз за XVII век), в переработанном виде поставленная на сцене «Глобуса» в 1610 г., — приписывался Шекспиру еще в XVII в. Ни в первом, ни во втором случае речь не идет о том, что весь текст принадлежит Шекспиру, причем в случае «Муседора» Бейт специально делает оговорку, что, возможно, это Джон Флетчер имитирует шекспировский стиль.

Как видим, сами составители нового издания пьес, в которых есть основание подозревать участие Шекспира, не гонятся за сенсациями. Для них важно то, что эти тексты впервые за сто лет будут изданы под одной обложкой и снабжены научным аппаратом. Но еще ценнее, на мой взгляд, то, что Бейт и его коллеги-редакторы сознательно стараются уйти от термина «апокрифы» и заменить его на «коллаборативные пьесы» (collaborative plays). Взятый из библеистики термин как будто возводит несокрушимую стену между тем, что попало в «канон» и тем, что туда никогда не попадет, а редакторов превращает в участников своеобразного Вселенского собора. Новый термин подразумевает и новое понимание наследия Шекспира: есть пьесы, в которых его участие перевешивает возможное соавторство или соавторов вообще не было (это бывший «канон») и есть тексты, где все наоборот — Шекспир, вероятнее всего, написал или переписал несколько сцен, а остальное сделали другие. Такая модель более приемлема для современного шекспироведения, в котором большое место занимают не споры о гениальности, а нарочито нейтральное осмысление результатов компьютерного анализа текста.

Можно предположить, что в будущих изданиях Шекспира «коллаборативные пьесы» займут более заметное место, а возможно, и несколько традиционно «канонических» пьес — таких, как «Перикл» или «Тимон Афинский» — перейдут в категорию «коллаборативных». Читатель в любом случае останется в выигрыше — по словам Стэнли Уэллса, «свежий взгляд на пьесы, где, может быть, есть рука Шекспира, не сделает их лучше, чем мы думали — но может помочь нам осознать профессионализм Шекспира» (“Taking a fresh look at plays that he may have had a hand in doesn't turn them into better plays than we thought they were, but it may well both increase our understanding of his professionalism”).

Книга Collaborative Plays by Shakespeare and Others выйдет в свет 12 ноября и доступна по предзаказу на «Амазоне».

См. также:

В. С. Макаров

Изображение: Stock Montage/Getty Images