Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

4 октября 2018

«История Отелло» — очередной МООК от Стивена Гринблатта

Два года назад в интервью The Harvard Crimson профессор кафедры гуманитарных наук имени Джона Когана Гарвардского университета Стивен Гринблатт рассказал, что после курса о призраке в шекспировском «Гамлете» он приступил к работе над аналогичными МООКами по «Венецианскому купцу» и «Отелло» (см. подробный обзор в статье В. С. Макарова). Shylock’s Bond появился около года назад и был посвящен изучению незабвенного шекспировского героя Шейлока. Гринблатт предложил посмотреть на героя в контексте его исторического генезиса, культурных трансформаций и общечеловеческих ценностей. Курс познакомил учащихся с историей евреев как Венеции, так и Англии, а также с тем, как современники Шекспира могли реагировать на пьесу и ее жанр. Учащимся было предложено поделиться своими театральными интерпретациями «Венецианского купца», а также проследить четырехсотлетнюю театральную историю постановок пьесы вплоть до XXI века.

«История Отелло» — очередной МООК от Стивена Гринблатта

Теперь очередь дошла и до Othello’s Story. Это третий курс Гринблатта на EdX, всего на платформе размещено пять шекспировских массовых открытых онлайн-курсов. С. Гринблатт исследует шекспировское произведение вместе с художниками мирового класса, которые интерпретируют сюжет и образы героев «Отелло» в современных формах и новых контекстах.

По словам автора курса С. Гринблатта и его помощницы Бейли Синкокс (Bailey Sincox), слушатели не только прочтут «Отелло», но и будут обсуждать пьесу с разных точек зрения. «Цель курса — не охватить все то, что было написано про шекспировского “Отелло”. Скорее, он должен обнаружить точку отсчета, чтобы помочь нам задуматься о пьесе в целом. Наш отправной момент — искусство повествования (storytelling). Мы рассмотрим, как персонажи Шекспира рассказывают свои истории в пьесе — о себе, самим себе и друг о друге. Мы также проанализируем то, как актеры, режиссеры, композиторы и другие художники рассказывают истории через исполнение роли Отелло. Сосредоточив внимание на повествовании, мы сможем увидеть, как пьеса охватывает все большие проблемы, включая проблемы власти, идентичности на грани между фактом и вымыслом».

Просмотрев лекции, снятые на улицах Венеции, Лондона и Стратфорда-на-Эйвоне, познакомившись с точками зрения актеров, ученых и библиотекарей, увидев редкие книги в библиотеке Хьютона (Harvard’s Houghton Library), студенты получат ключ для «рассекречивания» (unlocking) классической пьесы Шекспира.

Исследуя повествование как комплекс мотивов в Отелло, обучающиеся смогут открыть для себя оперы Джузеппе Верди («Отелло»), Мехмета Али Санликола («Отелло в гареме»), пьесы Тони Моррисон («Дездемона»), Кейта Гамильтона Кобба («Американский мавр») и другие произведения, вдохновленные шекспировским «Отелло», принять участие в освоении шекспировской драматургии и погрузиться в художественный язык его пьес.

Начинается курс с традиционного для шекспировских МООКов Гринблатта раздела «Шекспировские времена». В этой части студенты посетят Лондон, театр «Глобус» и родной город Шекспира Стратфорд-на-Эйвоне, узнают больше о жизни и творчестве драматурга, о том, как этот богатый фон повлиял на его взгляды и произведения.

«История Отелло» — очередной МООК от Стивена Гринблатта

Обращаясь к тексту, слушатели рассмотрят художественные средства, посредством которых Отелло сочиняет фантастические рассказы и представляет себя Дездемоне и венецианскому Сенату. Затем слушатели внимательно проанализируют книги из специального собрания библиотеки Хьютона в Гарварде, чтобы изучить исторический контекст жизнедеятельности африканцев и «мавров» в Европе XVII века (раса, пол, религия и т. д.).

Артефакты из Театральной коллекции Гарварда помогут погрузить записавшихся на курс в карьеру двух великих афроамериканских актеров: Айры Олдриджа (Ira Aldridge) и Пола Робсона (Paul Robeson). Это также должно заставить задуматься о возможностях и проблемах постановок на протяжении всей сценической истории «Отелло».

Как и предыдущие курсы, «История Отелло» сравнительно короток — 3 недели — и предполагает всего 3–5 часов работы еженедельно. Пройти курс можно в свободное время в течение года до 26 сентября 2019 г.

Приветственное видео курса

Записаться на бесплатный курс на платформе EdX

Н. В. Захаров