Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Марло и Шекспир: не только соперники, но и соавторы

Версия о том, что Кристофер Марло не был убит в Дептфорде 30 мая 1593 г., а скрылся во Франции и Италии и там продолжил сочинять свои пьесы, которые переправлял на родину под псевдонимом «Шекспир», довольно давно будоражит умы исследователей «шекспировского вопроса». В 1819 г. анонимный автор предположил, что «Кристофер Марло» — псевдоним Шекспира. В конце XIX — первой половине XX в. появился целый ряд работ, предлагающих «марловианское» решение проблемы авторства шекспировских произведений. В 1955 г. вышла книга американского журналиста и театрального критика Кальвина Гофмана (Calvin Hoffman) «Человек, бывший Шекспиром» (The Man Who Was Shakespeare), в которой это точка зрения получила наиболее подробное изложение, а аргументация построена на примерах сходства между стилями Марло и Шекспира. Это мнение разделял, к примеру, российский и японский литературовед и философ А. А. Ванновский. В 1994 г. вышла работа «История, которую рассказывают сонеты» (The Story that the Sonnets Tell) британской писательницы А.   Д.   Уолкер-Рейт (A.D. Walker-Wraight), которая предложила свои доказательства того, что именно Марло скрывался за «маской» Шекспира-актера, проанализировав шекспировские сонеты. В 2001 г. австралийский кинорежиссер Майкл Раббо (Michael Rubbo) выпустил телевизионный фильм «Много шума по существу» (Much Ado About Something), в котором также подробно изложены аргументы марловианцев. Наконец, в 2009 г. было создано Международное марловианско-шекспировское общество (International Marlowe-Shakespeare Society), члены которого пытаются поощрять появление новых исследований этого вопроса.

Марло и Шекспир

Шекспир и Марло в трактире «Джордж»

Однако среди большинства ведущих шекспироведов и специалистов по творчеству Марло эта теория не сыскала широкой поддержки, поскольку сложно себе представить, что «тайна Марло» хотя бы раз в виде слуха не нашла отражение в дневниках и литературных произведениях тех лет. Более того, как отмечает Стэнли Уэллс в своей книге «Шекспир и Ко» (Shakespeare & Co.) нет никаких оснований сомневаться в подлинности официальных документов, подтверждающих трагическую гибель Марло в таверне на Дептфорд-стренд.

Как бы то ни было, 24 октября 2016 г. газета «Гардиан» сообщила, что в Новом оксфордском собрании сочинений Шекспира, которое выйдет в свет в ноябре — декабре этого года, на всех трех частях исторической хроники «Генрих VI» (1591) появится и имя Кристофера Марло. Команда из 26 экспертов из пяти стран пришла к выводу, что именно он был соавтором Шекспира при создании этой драматической трилогии. По мнению исследователей, Марло принадлежит большая часть первой части «Генриха VI», а Шекспиру — основная часть третьей части.

Шекспир и Марло

Ученые проанализировали тексты шекспировских пьес, применив проверенные временем текстологические методы и самые последние компьютерные технологии, и сошлись во мнении, что Шекспир сотрудничал со своими собратьями по перу гораздо более часто, чем считалось до этого.

Сразу в 17 пьесах они обнаружили следы совместной работы Шекспира и других драматургов — его современников. Таким образом, количество пьес, написанных драматургом в соавторстве, увеличилось более чем в два раза, если сравнивать их с числом, указанном в оксфордском издании, вышедшем 30 лет назад.

Руку Марло в трех частях хроники «Генрих VI» находили еще в XVIII столетии, однако впервые он указан в качестве соавтора в столь авторитетном издании. Главными редакторами данного собрания сочинений выступили Гари Тейлор (Gary Taylor; Государственный университет Флориды, США), Джон Джоуэтт (John Jowett; Шекспировский институт Бирмингемского университета, Великобритания), Терри Боурус (Terri Bourus; Университет Индианы, Индианаполис, США) и Габриэль Игэн (Gabriel Egan; Университет Де Монфор, Лейстер, Великобритания).

Новое оксфордское собрание сочинений Шекспира

Новое оксфордское собрание сочинений Шекспира

Интересно, что когда в 1986 г. редакторы Оксфордского собрания сочинений Шекспира объявили, что 8 из 39 пьес Шекспир написал в соавторстве с другими драматургами, это вызвало шквал критики. Остается только догадываться, сколько негативных и положительных рецензий получит новое издание Оксфордского университета, в котором будут опубликованы уже 44 пьесы.

Из новых открытий отметим также появление имени Томаса Мидлтона в качестве соавтора «Все хорошо, что хорошо кончается». По мнению, ученых в пьесе можно обнаружить «шекспировский слой», который был создан примерно в 1605 г. и «мидлтоновский слой», который драматург добавил уже после смерти Шекспира, в 1620-х гг.

Из апокрифов, впервые включенных в собрание сочинений, — пьеса «Арден из Фавершама» (Arden of Faversham), опубликованная анонимно в 1592 г. По мнению шекспироведов, она была написана неким пока неизвестным автором (но точно не Кристофером Марло и не Томасом Кидом) и Шекспиром.

Таким образом, все чаще гипотезы о том, что Шекспир творил в сотрудничестве с другими авторами своей эпохи, находят свое эмпирическое подтверждение. Это, на наш взгляд, еще один аргумент в пользу того, что только человек, живший непосредственно в «котле» лондонского театрального мира мог написать пьесы, ставшие впоследствии классикой мировой драматургии.

Б. Н. Гайдин

Изображения: Michael Lightfood | At the Mermaid Tavern, with Shakespeare | OUP


См. также:


Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).