Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

15 апреля 2015

«Повесить посох у библиотечной двери»: 470 лет Томасу Бодли

470 лет назад, 2 марта 1545 г., родился основатель первой в Англии научной университетской библиотеки сэр Томас Бодли (Thomas Bodley).

Сэр Томас Бодли

Сын состоятельного эксетерского торговца-протестанта, Бодли в восемь лет уехал с родителями в Везель, а затем в Женеву, где семья оставалась до смерти Марии Тюдор. До отъезда из Женевы Томас успел послушать лекции по древним языкам и богословию, в том числе и лекции самого Кальвина и Теодора Безы.

В 1559 г., сразу после возвращения в Англию, Томас стал студентом оксфордского Мертон-колледжа и провел в университете 17 лет. В 1565 г. недавний бакалавр стал первым лектором греческого языка, в разные годы был казначеем колледжа, заместителем университетского оратора, преподавателем иврита. В 1576 г. Бодли оставил университет и поехал на континент, чтобы, как он сам написал в автобиографии, усовершенствоваться в новых европейских языках.

Последующие 21 год Бодли почти полностью отдал дипломатическим миссиям во Франции, Дании, Германии и Нидерландах. В 1588 г. именно он привез некое тайное письмо от Елизаветы Генриху III, которое, как туманно намекал Бодли в автобиографии, весьма помогло гугенотам (зимой того же года главный оппонент короля, Генрих герцог Гиз, был убит). Успешным было и девятилетнее посольство в Нидерландах, если не считать нарастающего недовольства Бодли борьбой придворных партий в Вестминстере. Уже с начала 1590-х гг. в служебной переписке посла все чаще попадаются характерные для «отчужденных интеллектуалов» конца XVI — начала XVII веков жалобы на усталость от «этого века, этой страны и людей». В 1597 г. посол наконец «попрощался навсегда» с «придворными раздорами», решив вернуться «под сень своей достопочтенной матери — Оксфордского университета». «Долг перед Богом, мирские надежды и природные склонности» подсказывали Бодли, что окончательно уйти в частную жизнь было бы неправильно, и пятидесятилетний ученый и дипломат наконец нашел, где можно «повесить посох» странника — у двери университетской библиотеки.

Бодлианская библиотека
Бодлианская библиотека
с высоты птичьего полета. Гравюра

На этом заканчивается написанная в 1609 г. и изданная в 1647 г. автобиография Томаса Бодли, но начинается та часть его жизни, которая принесла ему всемирную славу. «Уединение и уход от государственных дел» помогли ему наконец приняться за дело всей жизни — восстановить университетскую библиотеку, сделать ее доступной для всех студентов и ученых Оксфорда, разработать для нее статуты, правила пользования, порядок приобретения и каталогизации книг.

В феврале 1598 г. Бодли написал письмо вице-канцлеру Оксфорда, предлагая отремонтировать за свой счет здание библиотеки и купить для него книги, а также «будить благосклонность» потенциальных патронов при дворе. В английской истории такой человек появился впервые — ученый и дипломат, поставивший знания и способности к переговорам на службу коллекционированию. Граф Эссекс отдал в новую библиотеку несколько сот книг, вывезенных из ирландских монастырей, книги жертвовали лондонские книготорговцы, ученые-антиквары, придворные. Агенты Бодли ездили на европейские книжные ярмарки, привозили книги даже из Леванта.

Библиотека открылась в ноябре 1602 г. За 4 года Томасу Бодли удалось собрать более 2000 томов, и это было только начало. В 1604 г. он был посвящен в рыцари. Несмотря на возраст и плохое здоровье, Бодли до последних дней жизни не оставлял своего главного дела. В этом ему должен был помочь университетский библиотекарь — «известный в студенческие годы прилежанием, во всем заслуживающий доверия, деятельный и благоразумный, закончивший курс и знающий языки, не обремененный браком и приходом» (“some one that is noted and known for a diligent student, and in all his conversation to be trusty, active, and discrete, a graduate also and a linguist, not encumbered with marriage, nor with a benefice of Cure”), и Бодли не ошибся с выбором, приняв на эту должность Томаса Джеймса — хотя Джеймс упросил патрона снять последние два требования из списка. За 10 с небольшим лет Бодли в письмах к Джеймсу изложил весь свой план устройства и работы библиотеки, а Джеймс практически полностью воплотил его в жизнь.

Бодлианская библиотека. Башня

В 1605 г. Джеймс по просьбе патрона вручную написал первый алфавитный каталог библиотеки, которая включала уже больше 8000 книг и рукописей. Джеймс сумел убедить университет принять правила и устав библиотеки. Согласно уставу, в библиотеке могли работать не только бакалавры, магистры и преподаватели, но и студенты (при условии, что приходили в мантии и головном уборе, а также не ходили по библиотеке и беспрекословно уступали старшим по положению места для работы и книги). В библиотеку бесплатно допускались благотворители, а также «сыновья лордов». Каждый читатель обещал соблюдать правила работы: не выносить книг, не вносить в библиотеку открытый огонь и т. д. Эти правила в слегка измененном виде действуют и сейчас, хотя уже не раз обсуждался проект открыть в библиотеке абонемент. Если верить оксфордской легенде, библиотекарь Джон Рауз не разрешил в 1645 г. королю Карлу I вынести библиотечную книгу — «Всемирную историю» Агриппы д’Обинье.

Библиотекарь должен быть следить за тем, что читают студенты, чтобы они не повредили себе «чтением книг, не соответствующих своим занятиям», а также записывать в журнал всех читателей и время их работы. Благодаря этому правилу, мы знаем, что в первый же год существования Бодлеанской библиотеки, ее посетили 249 человек, из которых чуть больше 20 не были студентами или преподавателями Оксфорда. В декабре 1610 г. Бодли договорился с Компанией книготорговцев, что в библиотеку бесплатно будет поступать копия каждой изданной книги (компания имела монополию на книгоиздание и книготорговлю). Впервые в Англии появилась практика «обязательного экземпляра». Тем не менее, сам Бодли был не полностью доволен и предупреждал Джеймса, что в библиотеку не должны поступать «пустые книги и безделки» (“idle books, and riffe raffes”). На баржах и телегах, везших книги из Лондона в Оксфорд, не оказалось шекспировских кварто и фолио. Только во второй половине века правила библиотеки смягчились, и поэзия с драмой пришла на ее полки. Первое Фолио Шекспира пришлось покупать.

Памятник сэру Томасу Бодли (Мертон-колледж)
Надгробный памятник
сэру Томасу  Бодли
(Мертон-колледж)

Томас Бодли умер в Лондоне в январе 1613 г., за несколько дней до закладки первого камня нового корпуса библиотеки, успев, тем не менее, увидеть, как библиотека стала носить его имя. Не имея детей, Бодли завещал все доходы от лондонского дома и поместья (около 150 фунтов в год) на поддержание библиотеки. Университету же отошла большая часть капитала сэра Томаса, — капитала, приобретенного прежде всего женитьбой на вдове богатого рыботорговца из Тотнеса, графство Девон. Благодаря этим средствам, удалось построить все запланированные сэром Томасом корпуса Бодлеанской библиотеки.

По бокам надгробного памятника старшему современнику Шекспира сэру Томасу Бодли, похороненному в его родном Мертон-колледже — две колонны из книг. Но настоящим памятником ему — “regalique situ pyramidum altius” — стала названная его именем библиотека.

См. также:

В. С. Макаров

Изображения: Wikimedia Commons


Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).