Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Памяти Парка Хонана

Парк Хонан (Park Honan)
27 сентября 2014 г. скончался англо-американский (или, в правильной хронологической последовательности, американо-английский) литературовед и биограф Парк Хонан (Park Honan).

Жизнь Хонана — пример того, как оба этих призвания можно успешно совместить. Историк литературы и биограф в его работах не мешали друг другу, первый годами собирал материал (на каждую из книг Хонана уходило не менее десяти лет предварительной работы), а второй излагал его так, чтобы книга была доступна любому интересующемуся литературой.

Хонан впервые прославился как автор детальных и исторически точных биографий ключевых фигур английской литературы XIX века (Джейн Остин, Мэтью Арнольда и Ричарда Браунинга). За годы, проведенные в Университете Лидса, профессор Хонан написал две свои самые известные работы — «Шекспир: Биография» (Shakespeare: A Life) и «Кристофер Марло: Поэт и шпион» (Christopher Marlowe: Poet & Spy).

Парк Хонан. «Шекспир: Биография» (Shakespeare: A Life)

Неслучайно первую из них Стэнли Уэллс назвал «лучшей из существующих» (“the best in existence”). Он же в рецензии на вторую книгу отметил, что Хонан редко делает крупные биографические открытия (тем более, что в случае Шекспира и Марло это почти невозможно), зато прекрасно собирает воедино разрозненные факты и аргументы. Все рецензенты отмечают, что Хонан впервые в биографии, предназначенной для массового читателя, так подробно раскрыл исторические детали школьного образования Шекспира, детально описав оксфордское прошлое его учителей и возможную работу Уильяма учителем в провинции в так называемые «темные годы» его биографии. «Нейтральность» Шекспира, которую Хонан не раз подчеркивает, можно найти и в самой работе: биограф редко занимает полемическую позицию, старается критиковать и развенчивать все мифы о Шекспире: например, вместо удалившегося на покой «Просперо» перед нами человек, живо интересующийся делами Стратфорда. Хонана не раз критиковали за то, что в его биографиях нет места подробным рассуждениям о сюжетах, героях и творческом процессе — но зато в них много дат и фактов, и если последняя глава — о завещании Шекспира — «наплывает» как-то неожиданно для читателя, то это потому, что распрощавшийся с миром и удалившийся «за кулисы» Шекспир — миф, а о причинах отъезда из Лондона нам детально не известно.

«Кристофер Марло: Поэт и шпион» (Christopher Marlowe: Poet & Spy)

Такой же «демифологизаторский» подход виден в последней завершенной книге Хонана — «Поэте и шпионе». Стэнли Уэллс прав, отмечая, что Хонану более всего важно пробиться через толщу привычных представлений. Марло часто называли «атеистом» — но в его пьесах, показывает Хонан, много серьезных рассуждений о Боге; Марло — «шпион», но прежде всего «поэт», для которого «опасные устремления» — прежде всего поиск себя и новых способов репрезентации.

Удивительно, но в России эта хонановская «демифологизация» приобрела особый смысл. Его биография Шекспира вышла чуть позже, чем нашумевшая «Игра о Великом Фениксе» Ильи Гилилова. Видимо, книга Хонана попала в какую-то из популярных в те годы программ поддержки университетских библиотек России, потому что она дошла до многих университетов России, в том числе провинциальных. Помню, как я провел два дня в читальном зале с биографией Шекспира, наслаждаясь ее трезвым и последовательным историзмом — и еще лучше помню, как знакомый спросил меня: «Ну, кто же у него там автор?» — «Разумеется, Шекспир!» — «Шакспер? Да неужели?»

Очень надеюсь, что для многих студентов и других читателей библиотеки «Шекспир: Биография» стала и станет хорошим средством поддержки «иммунитета» против антистратфордианства. Думаю, что профессору Хонану было бы приятно это знать.

См. также:

В. С. Макаров

Фото: The Telegraph 


Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).