Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

На 73-м году жизни скончался Святослав Игоревич Бэлза

3 июня 2014 г. скоропостижно скончался знаменитый российский музыковед, публицист и телеведущий Святослав Игоревич Бэлза.

На 73-м году жизни скончался Святослав Игоревич Бэлза

Святослав Игоревич Бэлза [26.04.1942, Челябинск — 3.06.2014, Мюнхен] — известный литературовед, музыковед и телеведущий. Народный артист РФ, член Союза писателей, Союза журналистов России, Союза театральных деятелей, действительный член Академии российского искусства и Академии российского телевидения, почетный член Российской академии художеств. Удостоен отечественных и зарубежных орденов, почетных званий и других знаков отличия, возглавлял многочисленные комиссии, проводил конкурсы, фестивали в России и за рубежом.

Отец — Бэлза Игорь Федорович (1904–1994). И. Ф. Бэлза, представитель старинного польского рода, молодость провел в Варшаве, затем жил в Киеве, с 1941 г. — в Москве. В 1942–1949 гг. занимал должность профессора Московской консерватории. Это был удивительный человек, композитор (автор четырех симфоний), исследователь чешской и польской классической музыки, автор замечательных книг о Моцарте и Бородине, Дворжаке и Глиэре, председатель Дантовской комиссии АН СССР, член академической Пушкинской комиссии, почетный доктор Пражского университета, варшавской Музыкальной академии имени Шопена. Мать — Бэлза-Дорошук (Гулинская) Зоя Константиновна (1921–1999).

В школьные и студенческие годы Святослав Бэлза занимался фехтованием, был чемпионом Москвы среди юношей. От отца он унаследовал страсть к коллекционированию книг. Музыка и связанная с ней просветительская деятельность стала его второй профессией. С. И. Бэлза окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова по специальности «филолог, литературовед». По окончании университета с 1965 г. он работал младшим, а с 1986 г. — старшим научным сотрудником Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук.

Вклад С. И. Бэлзы в развитие литературоведения и искусствоведения можно выявить через выбор им магистральной линии своих исследований и особое умение получать наслаждение от этого искусства, которые вылились в чеканную формулу: Homo legens — Человек читающий. В 1983 г. он составил сборник эссе выдающихся писателей, которому дал название «Человек читающий. Homo legens». В 1989 г. вышло второе издание этой книги.

В 1980-е гг. С. И. Бэлзу успешного академического ученого, популяризатора художественной литературы, ждало новое поле для применения его способностей — телевидение. В 1988–1996 гг. он приобретает известность как автор и ведущий телепрограммы «Музыка в эфире» («Останкино», ОРТ). С 1993 по 1995 г. он работал художественным руководителем студии музыкальных и развлекательных программ «Останкино». В наше время Святослав Бэлза вел цикл передач «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура», другие циклы (сами эти передачи можно также отнести к шедеврам).

Одно из событий многообразной творческой жизни С. И. Бэлзы — его деятельность на посту председателя Жюри Бунинской премии. Эта литературная премия присуждается ежегодно с 2005 г. выдающимся художникам слова, пишущим на русском языке, для поддержания лучших традиций русской словесности в современной литературе.

С. И. Бэлза внес немалый вклад в литературоведение, культурологию. Он автор свыше 300 публикаций, литературоведческих и литературно-критических работ, статей в периодических изданиях. Начиная с 1960-х гг. ученый вел сравнительно-исторические исследования, анализируя русско-зарубежные литературные связи («Брюсов и Данте», «Дон Кихот в русской поэзии», «Польские связи П. А. Вяземского»). Среди его интересов — литературный процесс в славянском мире (раздел «Словацкая литература» в авторитетнейшем академическом издании «История всемирной литературы», т. 8). С. И. Бэлзу всегда привлекали люди литературы и книги, литературу составляющие: он представлял читателям произведения классиков (У. Шекспира, О. Бальзака, Э. По, О. Уайльда) и современников (Г. Грина, Я. Парандовского, С. Лема, Ф. Форсайта).

В статье «Человеческая трагедия» в одном из издании «Гамлета» Шекспира для школьников (1975) он писал: «Глядясь в зеркало „Гамлета“, каждый понимает — или не понимает — трагедию по-своему. Режиссеры и актеры, критики и комментаторы веками усердно вникают в ее текст и подтекст. Однако во многом трактовка пьесы зависит и от накладывающегося на нее „надтекста“ (если можно так выразиться) — конкретно-исторических условий, когда к ней обращаются, мировоззрения читателя или зрителя и его собственного жизненного опыта, художественных пристрастий и т. п.». В годы, когда одни филологи, следуя за структуралистами, вкладывали все свои силы в изучение мельчайших элементов текста, а другие, участвуя в утверждении постструктурализма, доказывали достоинства концепции интертекста, молодой ученый в издании для школьников развивает мысль о надтексте, которую тогда мало кто заметил, но которая в наше время оказывается очень плодотворной. Современный тезаурусный подход устанавливает наличие культурного тезауруса как отдельных личностей, так и народов и эпох. Отдельный человек, даже если это гений, не живет вне того, что его окружает, что буквально носится в воздухе. Писатель может ни словом не обмолвиться о самых важных вещах, которым он — свидетель. Шекспир и Сервантес не писали о гибели «Непобедимой Армады» у берегов Англии, но это событие 1588 года, несомненно, относится к надтексту и «Гамлета», и «Дон Кихота». Надтекст — это то, что не в словах, а в воздухе, скажем образно, подражая в общем-то неподражаемой манере Святослава Бэлзы.

К надтексту можно отнести и музыку, звучащую в любую эпоху и составляющую и сокровище культуры, и звуковой фон обыденной жизни. Глубокий знаток и ценитель музыкальной культуры, С. И. Бэлза, может быть, именно через музыку пришел к идее надтекста в литературе.

С. И. Бэлза внес важный вклад в шекспироведение подготовкой к изданию сборника работ известного ответственного шекспиролога М. М. Морозова (1897–1952).

Выражаем соболезнования родным и близким выдающегося деятеля русской культуры. Скорбим вместе с ними.

Редакция