Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

«Нет равных в искусстве или славе»: модель дворца Нансач

Сразу признаюсь, что эта новость совсем не нова: работа над моделью королевского дворца Нансач (Nonsuch Palace), утраченного еще в XVII веке, закончилась в 2011 г.

Фасад замка на врезке к карте графства Сарри Джона Спида
Фасад замка на врезке к карте графства Сарри Джона Спида

У каждого такого проекта, как «Современники Шекспира», есть отдельный файл со ссылками на те проекты или открытия, рассказать о которых хочется, но кажется, что уже поздно. Проходят месяцы, но завершенные проекты не уходят из памяти, а иногда живо напоминают о себе.

Интервью профессора Гэбриела Игэна (Gabriel Egan) о ShaLT как «проекте передачи знаний» вызвало в памяти еще один недавний пример того, как годы гуманитарных исследований воплощаются в визуальной реконструкции. Еще студентом в 1959–1960 г. оксфордский профессор археологии Мартин Биддл (Martin Biddle OBE) участвовал в раскопках дворца Нансач. В последующие десятилетия Биддл написал более десяти статей и монографию об утраченной роскоши Нансача, его садах, фресках, скульптурах. Полвека спустя под руководством Биддла дизайнер Бен Таггарт (Ben Taggart) создал полную архитектурную модель дворца в масштабе 1:75 из дерева, пластика и латуни.

Нансач (в дословном переводе — «не имеющий себе подобных») был уникальным строительным проектом середины XVI века. Это единственный дворец Генриха VIII, построенный с нуля. Нансач предназначался в дар сыну Генриха Эдуарду VI и подражал роскоши французских замков Луарской долины. Строительство обошлось очень дорого — в 24000 фунтов, но в итоге получился, вероятно, прекраснейший шедевр ренессансной архитектуры в Англии. 2000 м2 наружной поверхности стен были полностью покрыты рельефами на исторические и мифологические темы (всего почти 700 панелей), в нишах внутреннего двора стояло около 100 статуй античных императоров, богов, героев и аллегорических фигур, изнутри дворец был расписан фресками, крыши башен и украшения стен были покрыты позолотой. Мартин Биддл считает Нансач лучшим примером «англо-флорентийского Возрождения».

Модель дворца Нансач

Великолепие дворца не оставило равнодушным современников, хотя по историческим меркам Нансач простоял совсем не долго — почти 150 лет. Авторы крупнейших хорографических сочинений о Британии XVI–XVII веков — Джон Лиленд, Уильям Кемден, подробно описывали Нансач, его посещали заграничные путешественники — Томас Платтер, Пауль Хентцнер [последний в своих записках приводит услышанное в Англии двустишие: «Этот дворец, равных которому нет в искусстве или славе, Британцы по заслугам назвали NONSUCH» (“This, which no equal has in art or fame, Britons deservedly do NONESUCH name”)].

Превратности судьбы преследовали Нансач с первых десятилетий. Ранняя смерть Эдуарда VI и воцарение Марии Тюдор не дали ему сделаться основной летней резиденцией монархов. Мария Тюдор продала дворец Генри Фитцалану, лорду Арунделу, который и завершил отделку Нансача. Тем, что модель дворца вообще удалось сделать, мы обязаны зятю Арундела — барону Джону Ламли. Став владельцем Нансача после смерти тестя, Ламли сберег и приумножил коллекции дворца, а самое главное — приказал составить инвентарные описи всех украшений Нансача — статуй, фонтанов, картин. В дошедшую до наших дней т. н. «Книгу красного бархата» (Red Velvet Book) вошли также заказанные Ламли цветные иллюстрации интерьеров Нансача. Возможно, книга была составлена для удобства переговоров с королевой Елизаветой, которая выкупила Нансач у Ламли в 1596 г.

Вернувшись во владение королевской семьи, Нансач снова стал «образовательным проектом» и дорогой «игрушкой». Иаков I подарил дворец супруге — Анне Датской. В Нансаче собирался двор старшего сына Иакова, принца Генри. Карл I последовал примеру отца и, по некоторым данным, тоже планировал отдать дворец старшему сыну. Наконец, Карл II подарил Нансач своей фаворитке Барбаре Вильерс, которая получила разрешение снести обветшавший дворец и продать его украшения, чтобы расплатиться с долгами. В 1683 г. Нансач был разобран.

Модель дворца Нансач

Потребовалось более ста лет работы археологов, искусствоведов, текстологов, специалистов по тканям, мебели, историков визуальной культуры — в том числе 50 лет творческой жизни Мартина Биддла — чтобы в начале XXI века по заказу организации Friends of Nonsuch Palace дворец был восстановлен хотя бы в модели. Вряд ли он будет когда-либо вновь построен на своем историческом месте — новоделы, имитирующие старину, не в британской традиции. Но, может быть, будущее Нансача лежит в виртуальном мире? Модель Таггарта можно оцифровать, добавить к ней интерьеры, и создать на ее основе образовательную программу или обучающую игру, которая позволит туристам и любителям истории погрузиться в мир королевского двора шекспировской Англии.

См. также:

В. С. Макаров

Изображения: Wikimedia, Model Houses, BullDog Pundit

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира