Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

31 июля 2013

Восстановлена стюартовская пьеса-маска

В Валентинов день, 14 февраля 1631 г. (1632 г. по современному календарю) в королевском дворце Уайтхолл (точнее, в одном из его помещений — Банкетинг-хаусе) была представлена пьеса-маска «Восстановленная Темпейская долина» (Tempe Restored). Автором текста маски в этот раз стал не Бен Джонсон, а молодой поэт Аурелиан Тауншенд (Aurelian Townshend), который провел несколько лет при французском дворе. Для королевы Генриетты-Марии это могло быть немаловажно. Как и прежде, декорации и костюмы для маски спроектировал Иниго Джонс (Inigo Jones), а музыку написал Генри Лоус (Henry Lawes). В отсутствие своего вечного соперника Бена Джонсона и с учетом того, что Тауншенд был еще молод и неизвестен, маска стала триумфом Иниго Джонса.

Королева Генриетта Мария в роли Божественной Красоты в маске «Восстановленная Темпейская долина»
Королева Генриетта Мария в роли Божественной Красоты в маске «Восстановленная Темпейская долина»

Триста восемьдесят лет спустя, 27 июля 2013 г., компания «исторической интерпретации» Past Pleasures Ltd. представила маску «Восстановленная Темпейская долина» на том же месте, где она была впервые сыграна — в Банкетинг-хаусе. Past Pleasures — не профессиональные актеры, а т. н. «реконструкторы» (reenactors) — специалисты по костюмированным представлениям на исторические темы. Но и в маске принимали участие обычно не актеры, а придворные и члены королевской семьи. В «Восстановленной Темпейской долине» в виде Божественной Красоты (Divine Beauty) появлялась сама королева Генриэтта-Мария, а король Карл — зритель маски — выступал как Царственная Добродетель, к чьим ногам в первой сцене припадал бежавший от чар Цирцеи ее фаворит.

Для маски Тауншенд переработал один из первых французских «придворных балетов»«Комический балет Королевы» Бальтазара де Божуайё (Balthasar de Beaujoyeulx). Впрочем, неясно, принадлежала ли эта идея Тауншенду или Джонсу — в первом издании маски Джонс указан не только как декоратор, но и как автор идеи и аллегории.

Сюжет маски, что традиционно для этого жанра, строится вокруг противопоставления порядка и хаоса. Цирцея (ее, скорее всего, играла фрейлина королевы Элизабет Куанье, хотя многие исследователи считают, что впервые в Англии на театральную сцену в этой роли вышла женщина — неизвестная профессиональная певица), преследуя бежавшего от ее чар фаворита, попадает в Темпейскую долину — пасторальную аллегорию Англии. Поросшая лесом Темпейская долина в Греции находится между Олимпом и Оссой, по ней протекает река Пеней. Овидий и другие поэты населяют ее нимфами и дриадами.

Прибытие Цирцеи открывает «антимаску» — шествие олицетворенного хаоса — свиты Цирцеи состоит из индейцев и варваров, «по природе своей скотских» (who naturally are bestial), и тех, кто добровольно присоединился к ней и превратился в «полузверя» (half-beast): гончие, обезьяны, педант-осел и свиньи. Фаворит сбежал от Цирцеи, не желая быть жертвой животных желаний, на которые обрекает звериный облик. Долину защищают боги, спускающиеся с неба — Высшая Гармония, Божественная Красота и подчиненные им олимпийские божества. Они прогоняют Цирцею и восстанавливают гармонию, царство золотого века, где всем движет разум, а не чувство (традиционная оппозиция Reason–Sense).

К сожалению, современная реконструкция не в силах восстановить сложную механику маски, где с потолка спускаются звезды и планеты, с Олимпа нисходят боги, орел уносит Юпитера обратно на Олимп. Также не сохранилось партитур музыки к маскам, поэтому современным реконструкторам есть что дофантазировать. Важно прежде всего то, что Банкетинг-хаус впервые с дней гражданской войны XVII века снова стал сценой придворного представления. Маска как жанр кажется архаичной, но как форма коллективного сценического действия, в котором участвуют непрофессиональные актеры с небольшими ролями, не требующими заучивания и драматической школы, она может оказаться удивительно современной.

К сожалению, в Банкетинг-хаусе было запланировано только одно представление, как и полагается маскам. Но ассоциация Historic Royal Palaces приглашает всех желающих посетить выставку в Банкетинг-хаусе, посвященную истории жанра маски и погрузиться в мир «театрального зрелища, соединенного со стюартовской пропагандой» (theatrical entertainment and Stuart propaganda rolled into one).

См. также:


Пьеса-маска «Восстановленная Темпейская долина»Библиография

Дополнительная литература:

  • Britland, Karen. Drama at the Courts of Queen Henrietta Maria. Cambridge : Cambridge University Press, 2006.
  • Mattia, Kasey Marie. Crossing the Channel: Cultural Identity in the Court Entertainments of Queen Henrietta Maria, 1625–1640 : Ph.D. Diss. / Duke University. Ann Arbor, MI : ProQuest, 2007.
  • Gough, Melinda J. “Not as Myself”: The Queen’s Voice in Tempe Restored // Modern Philology. 2003. Vol. 101. No. 1. P. 48–67.
  • Stähler, Axel. Inigo Jones’s 'Tempe Restored' and Alessandro Piccolomini’s 'Della institution morale' // The Seventeenth Century . 2003. Vol. 18. No. 2. P. 180–210.
  • Забалуев В. Н. Английская пьеса-маска. XVI–XVII века. М. : ВК, 2009.

В. С. Макаров

Изображение: Flickr

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира