Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

22 февраля 2013

Лекарства и дидактика в Англии XVI–XVII веков

Сборники медицинских рецептов раннего Нового времени привлекают исследователей тем, как причудливо в них сочетается дидактический нарратив (рассказ о чьем-нибудь неожиданном исцелении), эмпирическое наблюдение за свойствами веществ и попытки объяснить, почему данное средство помогло. Рукописных и печатных сборников рецептов XVI–XVII века сохранилось много, но изучены они плохо. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор наиболее любопытных и курьезных текстов, описанных за последние несколько месяцев.

«Черная смерть»
«Черная смерть»

Виктория Бакли в блоге “Shakespeare’s England” приводит советы лондонского доктора, как уберечься от чумы, опубликованные в 1603 г.: популярные среди лондонцев амулеты с мышьяком абсолютно бесполезны, на прилегающих к реке улицах надо жечь костры с можжевельником, двери и окна завешивать душистыми травами, принимать укрепляющие средства, не выходить на улицу в сырую погоду и ночью, а если выходить — класть в рот гвоздику или сушеные стебли дягиля лекарственного. Пить следует полынную настойку и ни в коем случае — аквавит, не есть ничего, что быстро портится или трудно переваривается.

Дженнифер Эванс (Jennifer Evans) в блоге “Early Modern Medicine” приводит историю из анонимного сборника «Аптечка бедняка» (“A Poore Mans Plaster-Boxe”, 1634). Некий врач-немец (High Dutchman) обнаружил у пациента камень в мочевом пузыре, такого размера, что операция была невозможна. Когда пациент умер, доктор достал камень и сделал себе на память из него рукоятку для кухонного ножа. Однажды этим ножом доктор чистил редиску и случайно выбросил его вместе с очистками. Когда на следующий день он нашел нож на мусорной куче, рукоятка полностью растворилась. Так врач открыл новое средство от камней — настойку на редисе.

Паук и подагра? Нет, это не средство от болезни, это дидактическая «достаточно истинная история» (“A tale that is true enough”) из того же сборника, а точнее басня в прозе. Паук и месье Подагра (Monsieur Gout), путешествуя вместе, ищут ночлега. Подагра пробирается в дом бедняка, который занят работой настолько, что подагре некогда улечься на его ногах, а паук — в дом богача, где горничная едва не убивает его метлой. Чтобы наконец выспаться, герои меняются местами и оба остались очень довольны: бедняк не трогает паука в своем бедном жилище, а богач устраивается поудобнее и подкладывает побольше подушек, чтобы стерпеть боль в ногах.

Рецепт «настойки доктора Стивенса» из книги  Бриджит Хайд (Bridget Hyde)
Рецепт «настойки доктора Стивенса» из книги  Бриджит Хайд (Bridget Hyde)

Мы уже рассказывали о проекте «Рецепты». За последние два месяца блог проекта стал одним из самых посещаемых в Интернете, судя по количеству перепостов в социальных сетях и блогах. Действительно, трудно обойти стороной такие находки, как кофе в качестве средства от чумы, настойка на овечьих фекалиях — от оспы и табачный дымовой клистир — от кишечных колик (табак, как «горячее» и «сухое» растение, которому покровительствует Марс, можно считать отличным средством очищения). Если собрать множество растений с похожими свойствами, можно получить универсальное средство от множества болезней. Так, «настойку доктора Стивенса» считали лекарством от всех болезней, происходящих от избытка холодных и сырых гуморов: от водянки до зубной боли и эпилепсии.

Откуда появлялись эти странные тексты и не менее дикие для нас «лекарства», такие как «сок» улиток от болезней глаза, мышиный жир от детского энуреза или пресловутое «масло ласточек»? Часто отговариваются тем, что это просто «народное средство», приписывая его распространение «фольклору» как среде, которую в принципе невозможно понять и объяснить. Профессор Алан Уити (Alun Withey) в своем блоге доказывает, что большинство таких «лекарств» можно объяснить с помощью гуморальной теории и представлений о «симпатиях» между разными веществами. Человеческий глаз и улитка покрыты слоем вязкой жидкости. Ласточки — символ весны и расцвета природы, и потому мазь из жареных ласточек должна лечить отсыхающие конечности.

Таким образом, непонятная нам «народная» фармакопея включает множество средств, основанных на отвергнутых медицинских теориях, делают вывод ученые (например, лечение фекалиями — на авторитете Парацельса). Нужно пересмотреть всю дихотомию «научного» и «народного», считает Алан Уити. Книги рецептов можно изучать только с помощью междисциплинарного подхода, который бы интегрировал их нарративную дидактику, эмпирическое наблюдение и более ранние медицинские теории.

См. также:

И. И. Лисович

Изображения: Shakespeare’s England, Wellcome Library