Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

14 декабря 2012

«Совсем как у кита»: выставка в Фолджеровской шекспировской библиотеке

С 16 октября 2012 г. в Фолджеровской шекспировской библиотеке открылась новая выставка. В названии ее (“Very like a Whale”) — слова Полония, который соглашается с каждым новым гамлетовским описанием облака:

Гамлет. Вы видите вон то облако, почти что вроде верблюда?
Полоний. Ей-богу, оно действительно похоже на верблюда.
Гамлет. По-моему, оно похоже на ласточку.
Полоний. У него спина, как у ласточки.
Гамлет. Или как у кита?
Полоний. Совсем как у кита.

(Перевод М. Л. Лозинского)

Калибан. Гравюра А. Биррелла (A. Birrell) с рисунка Т. Стотарда (T. Stothard, R. A) [1798]
Калибан. Гравюра А. Биррелла (A. Birrell) с рисунка Т. Стотарда (T. Stothard, R. A) [1798]

В традиционном для фолджеровских проектов стиле помещая рядом книги, рукописи и другие экспонаты, выставка показывает, как формы в сознании эпохи Ренессанса зарождаются и превращаются в друг в друга. Воображаемые монстры и боевые машины, окаменелости и шкуры тропических животных, на страницах книг и в реальности причудливые объекты напоминают друг друга и соединяют в себе черты давно привычного. Один из двух кураторов выставки Майкл Уитмор (Michael Witmore) говорит о своем интересе к тому, как воображение, подобно природе, создавало мир эпохи Возрождения. Каждый посетитель сможет войти в бесконечный поток ассоциаций, создающий новые формы из перетасованных элементов старых. Хотя искусство и «детище природы», по словам Поликсена из «Зимней сказки», но власть воображения не меньше, чем власть природы. Что, если попробовать классифицировать объекты по внешнему сходству, как это бы сделали в кунсткамерах раннего Нового времени? Какие старые / новые ассоциации могут при этом возникнуть? На этот вопрос свой ответ дала второй куратор — художница Розамонд Перселл (Rosamond Purcell).

Полный список стендов и экспонатов — на сайте выставки. В отдельной витрине — воссозданная по рисункам в трудах Афанасия Кирхера «камера иллюзий». Отдельный стенд посвящен «человеку-рыбе» — Калибану. Гравюры из «Истории монстров» Улисса Альдрованди, титульный лист «Трактата, найденного внутри рыбы» протестантского теолога Джона Фрита, гравюры чудовищ морских и наземных, а совсем рядом — боевая машина в виде монстра и автоматон в виде фигуры монаха. Еще один стенд целиком посвящен фантастическим и реальным змеям. Выставку дополняют фотографии Розамонд Перселл, многие из них нанесены на покрытые слоем ртути стеклянные сосуды начала XX века.

См. также:

В. С. Макаров

Изображение: The Folger Shakespeare Library

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира