Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Куратор выставки «Золотой век» Ольга Дмитриева: «Двор в значительной степени определял моду»

В Музеях Кремля открылась выставка «Золотой век», посвященная британскому королевскому двору и охватывающая период от Генриха VIII до Карла I. На ней представлены экспонаты из Королевской коллекции, фондов Музея Виктории и Альберта, Музея истории Лондона, Национальной портретной галереи, Национального морского музея в Гринвиче и частных собраний. О том, что можно увидеть на выставке, корреспонденту РБК daily АННЕ ПОПОВОЙ рассказала куратор проекта, заместитель гендиректора Музеев Кремля ОЛЬГА ДМИТРИЕВА.

— Расскажите о концепции выставки.

— «Золотой век» продолжает серию выставок, посвященных европейским дворам XVI–XVII веков. Уже были выставки, посвященные сокровищам французской короны, сокровищам из кунсткамеры Габсбургов, сокровищам Медичи. Новая выставка знакомит с интереснейшим периодом в истории Англии, периодом становления ренессансной культуры. Это блистательная эпоха, подлинный Золотой век — время шекспировской Англии, время расцвета изобразительного, прикладного искусства. Мы хотели не просто показать сокровища того времени, но также выявить роль, которую двор сыграл в развитии национальной культуры.

Мы хотим проследить, каким образом складывались отношения монархов и ведущих художников двора, которые в общем и определяли стиль их эпохи и создавали образ власти. XVI век — это время, когда власть усваивает современные технологии формирования своего имиджа. Отчасти потому, что портрет как жанр действительно может сыграть большую роль. Кроме того, XVI столетие — это эпоха книгопечатания, то есть официально одобренный портрет сразу же тиражировался в гравюре. А тираж — это уже массмедиа. Именно в это время на стилистику двора и стиль властвования влияют определенные художники. Для Генриха VIII таким художником был Ганс Гольбейн. Он отвечал буквально за все: делал эскизы для парадной утвари, для оружия, украшений, подняв эстетический уровень английского двора на небывалую высоту.

Елизавета I и ее век представлены парадным портретом королевы кисти нидерландского художника, исполненный множества аллегорических деталей. Есть и портреты ее придворных — графа Лейстера, графа Эссекса, ее фаворитов, портрет Френсиса Дрейка. В то время соавтором в создании образа королевы был Николас Хиллиард. Это великолепный художник, работавший в жанре, ставшем в XVI веке квинтэссенцией английской живописи. Хиллиард — великий мастер портретной миниатюры.

Миниатюрный портрет, с одной стороны, это очень личная вещь. Но, если мы говорим о дворе, миниатюрные портреты государей становятся также знаком отличия, их носят, подчеркивая свою верность и особую связь с монархом.

— На выставке представлены и драгоценности.

— Да, и чрезвычайно интересные. Драгоценности того времени, особенно принадлежавшие монархам, крайне редки. Весь этот утонченный великолепный двор был сметен революцией 1640-х годов, королевские коллекции распроданы, многое переплавлено, ювелирные изделия разъяты. Поэтому драгоценностей того времени не так много. Мы очень гордимся тем, что нам удалось привезти некоторые из них. В частности, два из них обладают статусом исторических драгоценностей, их с большой неохотой отпускают из Великобритании. К ним относится так называемая «драгоценность Барбора» — камея с портретом Елизаветы I, показывающая ее как правительницу имперского облика. А также «драгоценность Дрейка» — она действительно принадлежала Фрэнсису Дрейку и до сих пор хранится в его семье. Нынешний владелец согласился, чтобы из Музея Виктории и Альберта она на время переехала в Москву. Это уникальная драгоценность, которая изображена и на портрете Дрейка, — камея-медальон с изображением королевы.

— Затронута и тема придворного театра…

— Любительские спектакли были особенно популярны при Якове I, превращаясь в очень эффектные зрелища, требующие сложной машинерии, сценографии, декораций, над которыми работал Иниго Джонс. По сути, такие постановки можно воспринимать как причудливую форму поклонения государю — практически весь двор, принимая участие в спектакле, становился участником церемонии прославления монархии.

— Разумеется, речь идет и о моде того времени. Насколько ветреной она была?

— Государи выступали и как законодатели мод, двор же в значительной степени определял моду. Причем это касается не только нарядов, но также круга чтения, вкусов в поэзии, увлечении театром. Безусловно, двор как элитарная среда диктует стиль эпохи. Мода менялась. Были периоды, например, в конце XVI века, декольте у дам стали необыкновенно глубокими, и критики говорили, что они рискуют простудиться, одеваясь так смело. И мужская, и женская мода XVI–XVII веков очень подвижна, меняется с каждым десятилетием. Это показывает, что общество динамично развивается, предъявляет спрос на новые ткани, фасоны, вышивки — подталкивает потребление. А мода элитарная подталкивает демократичную среду.

— Вы планируете другие совместные проекты с Музеем Виктории и Альберта?

— Та работа, которую мы провели, и тот круг вещей, который отобрали для выставки, очень понравились нашим коллегам из Музея Виктории и Альберта. Поэтому после окончания выставки в Музеях Кремля экспозиция будет демонстрироваться в Лондоне, в конце зимы — начале весны 2013 года. Было бы недальновидно воспроизводить ее в точности. К тому же 2013-й — год, связанный с юбилеем основания династии Романовых. Поэтому наши коллеги из Музея Виктории и Альберта немного изменили ракурс, предложив сделать акцент на сокровищах монарших дворов — Тюдоров, Стюартов и Романовых. Они попросили нас дополнить эту экспозицию некоторыми образцами английского серебра из собрания Музеев Кремля. Мы, безусловно, будем думать о дальнейшем сотрудничестве, поскольку эпоха, которой посвящена наша основная коллекция, перекликается, и нам всегда есть о чем подумать.

— Какие выставки ожидаются в цикле, посвященном королевским дворам?

— Мы думали о выставке, посвященной дворам испанских и португальских монархов. Ведь это династии, которые в XVI веке владели целыми полушариями.

Источник: РБК daily