Памяти Эрика Хобсбаума
1 октября 2012 г. скончался Эрик Эрнест Хобсбаум (Eric Ernest Hobsbawm), английский историк-марксист, автор работ об истории национализма и национальных государств Европы XVIII–XIX веков.
Наряду с Кристофером Хиллом, Эдвардом Томпсоном и другими коллегами по Группе историков Коммунистической партии Великобритании, Хобсбаум в начале 1950-х гг. основал журнал “Past and Present”. Журнал мгновенно стал известным среди историков, прежде всего благодаря дискуссии, развернувшейся вокруг работы Хью Тревора-Ропера (Hugh Trevor-Roper) о том, что потом получило название «Кризис семнадцатого века». В этой дискуссии Хобсбаум и Хилл впервые сформулировали необходимость, используя современный термин, «культурного поворота» в социальной истории. Социальную историю, а точнее — «историю общества», Хобсбаум понимал как некое общее пространство, которое преодолевает узкую замкнутость отдельных дисциплин: «Интеллектуальный историк на свой страх и риск может не обращать внимание на экономику, историк экономики — на Шекспира, но социальный историк далеко не уйдет, если не знает и того, и другого» (“The intellectual historian may (at his risk) pay no attention to economics, the economic historian to Shakespeare, but the social historian who neglects either will not get far”, из статьи “From Social History to the History of Society”, 1971). Пример с Шекспиром показателен: в «истории общества» важнейшее место отводится истории его культуры.
Хобсбаум одним из первых успешно соединил традиционное по методу историческое исследование с обновленным марксизмом Грамши. Он написал несколько работ о том, как сопротивление культурной гегемонии может в рамках той же культуры сочетаться с маргинальной социальностью («Бандиты» и коллективная монография о народных протестах в Англии 1830-х гг.«Капитан Свинг»).
Специалисту по шекспировской эпохе будет особенно интересен небольшой сборник статей «Изобретение традиции», изданный под редакцией Хобсбаума и Терренса Рейнджера. Во введении Хобсбаум обосновывает сконструированность того, что нам кажется древней и незыблемой традицией: «Изобретение традиции — это процесс формализации и ритуализации, с которыми связано обращение к прошлому, пусть даже происходящее за счёт обязательных повторений… При таком “затмении” чувства времени возникает скорее эмоциональная связь с прошлым, чем критический взгляд на него». Шекспир, как никто другой, часто становился способом «удержать» воображаемое прошлое, объектом, которому могли приписываться любые нужные смыслы (достаточно вспомнить нацистский учебник по английскому, на обложке которого помещен «идиллический вид Стратфорда»). Превращение Шекспира в икону, в символ «незыблемой» традиции всегда будет иметь какие-то цели, принадлежащие исключительно современности и тем самым противоречить декларируемой «традиции».
Поэтому нам сегодня так важен исторический Шекспир, со всеми случаями сотрудничества его с другими авторами, переработкой пьес; Шекспир в одном контексте с Кристофером Марло и Томасом Нэшем, Томасом Деккером и Беном Джонсоном, с пространством таверн, щеголями в соборе Святого Павла, придворными интригами и деловыми бумагами; Шекспир в мире, где авторы не делятся на «первый» и «второй» ряд, не строятся в шеренги, не маршируют к заранее намеченной исследователем цели; Шекспир в литературе людей, а не сюжетов и жанров.
Трудно сказать о Хобсбауме лучше, чем это уже сделал Джонатан Джонс: «Более 50 лет назад, несколько ученых-историков с оксфордским дипломом изменили то, как британцы понимают культуру. Задолго до других они поняли: культура определяет мир. А еще они поняли, что культура полностью демократична и идет из народа». (“More than 50 years ago, a bunch of dissident Oxbridge-educated academic historians changed the way the British saw culture. They understood, long before anyone else, that culture is what shapes the world. They also saw that culture is totally democratic and comes from the people”).
См. также:
- лучшие статьи Эрика Хобсбаума в “Past and Present”;
- Наследие Эрика Хобсбаума: дискуссия четырех британских историков;
- Джеймс Кронин: «Чем важен Хобсбаум».
В. С. Макаров
Фото:
Vladimir Makarovon