Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Саймон Шама: Шекспир пробудил во мне историка

В спор об изучении пьес Шекспира в средней школе, заметно активизировавшийся в прошлом году после интервью актрисы Хелен Миррен, вступил известный историк, профессор Колумбийского университета (США) Саймон Шама (Simon Schama), автор трехтомной «Истории Британии», а также одноименного многосерийного документального фильма BBC.

Известный историк, профессор Колумбийского университета Саймон Шама

В интервью “Radio Times” Шама, автор нового документального проекта — двухсерийного фильма о Шекспире — Шама рассказал о работе в жюри конкурса чтецов Шекспира “Off by Heart Shakespeare”. Для него этот конкурс еще раз подтвердил, что Шекспир понятен и близок старшеклассникам и объединяет всех, независимо от цвета кожи и политических предпочтений. (“They were exactly the face of young Britain that you'd expect and had absolutely no problem with the language or meaning of the plays... No playwright before or since has got under the skin of the nation like Shakespeare.”)

Не надо бояться, продолжает Шама, что школьники «не поймут» Шекспира (“Shakespeare isn't scary. It shouldn't be scary.”) Наоборот, не читавший Шекспира не получит «невероятный опыт языка» и понимание, что значит быть человеком.

Более подробно о собственном опыте чтения Шекспира Шама написал в статье «Его история, наша история» (“His Story, Our Story”), опубликованной в “Financial Times”. 13-летний Джек Голдборн зимним утром звонко читает Пролог к «Генриху V», а Шама, сидя в жюри конкурса, вспоминает свое первое представление «Генриха V» полвека назад. «Шекспир пробудил во мне историка.... Он показал мне, что в Англии есть что-то еще, кроме чая и крикета». (“Shakespeare awakened the historian in me. He seemed to deliver a certain idea of England at a time when all that was left otherwise was tea and cricket.”)

Как пишет Шама, само создание шекспировского театра было для протестантов-англичан каким-то «мирским национальным причастием» (“profane national communion”), необходимостью ощущать какую-то новую общность, создать и одновременно развенчать национальный миф, заставить шекспировского Гонта одновременно восхвалять «мир особый, дивный сей алмаз» и оплакивать его падение. Хроники Шекспира, считает ученый, создали не только Барда, но и самих англичан. (“The histories were not just the making of the Bard, they were in some mythic but also deeply astute way the making of the English too...”)

В. С. Макаров

Фото: BBC

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира