Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

“Literature Compass” — обзор выпусков за первый квартал 2012 г.

Один из наиболее успешных гуманитарных научных журналов последнего десятилетия, “Literature Compass”, открыл для подписчиков доступ к очередному, шестому в этом году, номеру. «Литературный компас» — один из журналов, входящих в проект издательства “Wiley-Blackwell” по изданию нового типа научной периодики. Журналы со словом “compass” в заглавии (“Literature Compass”, “History Compass”, “Philosophy Compass” и др.) выходят с 2004 г. ежемесячно, только в Интернете, обычно не имеют единой темы номера или привязки к одному хронологическому периоду. Это снимает ограничения на объем номера: журнал может публиковать около 100 статей в год и делать это много быстрее. Для удобства навигации каждая статья “Literature Compass” отнесена к одному из десяти разделов (от «средневековой» до «современной» литературы). Отдельная часть журнала отведена «руководствам для преподавателей» (Teaching Guides) и материалам «виртуальных конференций».

«Литературный компас» — один из журналов, входящих в проект издательства “Wiley-Blackwell” по изданию нового типа научной периодики.

“Literature Compass” традиционно уделяет особое внимание литературе XVI–XVII веков, которой посвящены целых три раздела: “Renaissance”, “17th century” и единственный в журнале персональный раздел “Shakespeare”. Ниже мы приводим краткий обзор наиболее интересных публикаций журнала за 2012 год (первый квартал).

В январском номере (доступ к нему временно открыт всем) раздел “Renaissance” представлен статьей Рут Анерт (Ruth Ahnert) «Тюрьма в драме раннего Нового времени» (“The Prison in Early Modern Drama”), где образы тюрьмы и заключения прослеживаются в текстах разных жанров, от «Гамлета» и шекспировских хроник до городских комедий Бена Джонсона и Джорджа Чапмена . В том же разделе Кэтрин Томас (Catherine E. Thomas) рассматривает проблематику ядов и отравлений в английской литературе XVI–XVII веков в связи со становлением «новостной культуры» и спором о национальной идентичности (“Toxic Encounters: Poisoning in Early Modern English Literature and Culture”).

В февральском выпуске интересна статья Ли Фрост (Lea Luecking Frost) о Ричарде II в литературе елизаветинского периода (“„A Kyng That Ruled All By Lust‟: Richard II in Elizabethan Literature”). Как показывает автор, в литературе 1580–1590-х гг. фигура Ричарда II часто олицетворяла кризис легитимности власти. Знаменитая фраза Елизаветы «Ричард II — это я» могла, таким образом, относиться далеко не к одной только постановке шекспировского «Ричарда II».

Мартовский номер “Literature Compass” — тематический и представляет читателям доклады, прочитанные на конференции Американского общества исследователей Ренессанса (Renaissance Society of America Convention), секция «Интеллектуальная культура женщин-пуританок» (“The Intellectual Culture of Puritan Women, 1558–1680”). Объединяет все три работы представление о том, что «пуританская» культура XVI–XVII веков, вопреки общепринятым представлениям, многим была обязана интеллектуальному труду женщин. Статья Линн Магнуссон (Lynne Magnusson) “Imagining a National Church: Election and Education in the Works of Anne Cooke Bacon” посвящена тому, как в трактатах и письмах Энн Бэкон, урожденной Кук, матери великого философа и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона, утверждается преемственность между культурой гуманизма и идеями «единой английской церкви».

Дэниелла Кларк (Danielle Clark) обращается к представлениям о женском благочестии в трудах Мэри Сидни, графини Пембрук (“The Countess of Pembroke and the Practice of Piety”), доказывая, что главным элементом ее поэтики является «пересмотр» и комбинация разных «техник благочестия», как предложенных богословами, так и известных из биографий благочестивых протестанток.

Наконец, Джоанна Харрис (Johanna Harris) в статье “Lady Brilliana Harley’s Letters and Puritan Intellectual Culture” рассматривает, как сочетается гуманистическое образование и религиозные убеждения в письмах леди Бриллианы Харли (Brilliana, Lady Harley) к мужу и сыну.

Главный редактор журнала “Literature Compass” — специалист по викторианской литературе, профессор Эксетерского университета Реджения Ганье (Regenia Gagnier). Среди членов редакционного совета — такие известные ученые, как Эндрю Хэдфилд (Andrew Hadfield), Шэрон Экинстайн (Sharon Achinstein), Артур Маротти (Arthur Marotti), Ричард Стрир (Richard Strier), Лиза Хопкинс (Lisa Hopkins), Стив Менц (Steve Mentz), Дэвид Скотт Кастан (David Scott Kastan) и др.

Доступ к журналу платный, подписка обычно входит в пакеты “Wiley-Blackwell” или “Wiley InterScience”, открытые для научных библиотек российских университетов. В ближайшие недели мы продолжим обзор публикаций журнала за 2012 год.

В. С. Макаров

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира