Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

400 лет с последнего сожжения еретика

Популярный блог «Казнены в этот день» (“Executed Today”) напоминает читателям, что ровно 400 лет назад, в апреле 1612 г., в Англии был последний раз сожжен за ее историю человек по обвинению в ереси — Эдвард Уайтман (Edward Wightman, 1580?–1612).

В апреле 1612 г. в Англии был последний раз сожжен за ее историю человек по обвинению в ереси — Эдвард Уайтман (Edward Wightman, 1580?–1612).

Уайтман, торговец мануфактурой и проповедник из города Бертон-апон-Трент, графство Стаффордшир, привлек внимание епископа Личфилдского Ричарда Нила (Richard Neile) своими крайне неортодоксальными проповедями, в которых отрицалась Троица и божественность Христа и провозглашалось, что душа после смерти тела «засыпает» до Страшного суда. Уайтман каким-то образом смог передать изложение своего богословия королю Иакову I, что крайне ухудшило его положение. На суде Уайтман крайне резко выступил против таинств, утверждал, что Иисус был «безгрешным человеком», но не Богом. Суд приговорил его к сожжению, однако во время казни Уайтман заявил, что раскаивается, и был спасен прямо из огня. Несколько недель спустя, когда ожоги зажили, Уайтману предложили публично повторить отречение, но он отказался и был сожжен 11 апреля 1612 г.

До недавнего времени историки видели в Уайтмане фанатичного полусумасшедшего проповедника. Но в работах последних лет, прежде всего в статье Иэна Атертона и Дейвида Комо “The Burning of Edward Wightman: Puritanism, Prelacy and the Politics of Heresy in Early Modern England” (доступ по подписке), исследуется связь его процесса с другими делами по обвинению в ереси в ходе религиозного, политического и социального конфликта между радикальными общинами Стаффордшира и «высокими англиканами» в епископате.

Вероятно, значительное общественное внимание к делу Уайтмана (памфлеты, обострение конфликта между религиозными группами) привело к тому, что к делам по обвинению в ереси сожжение больше не применялось. Смертная казнь за преступления исключительно религиозного характера в Англии была отменена только в конце XVII века.

До конца XVIII века в Англии единственным преступлением, за которое полагалась казнь сожжением, оставалась «измена» (treason), как для «государственной измены» (high treason) — злой умысел против монарха, чеканка фальшивой монеты и т. д., так и «малой измены» (petty treason) — предательство сеньора, убийство женой мужа и др. Если к мужчинам применялась более жестокая казнь — «повешение, потрошение и четвертование» (hanged, drawn and quartered), то сожжение как наказание, более соответствующее общественным приличиям, применяли только к женщинам (см. статью Саймона Деверо “The Abolition of the Burning of Women in England Reconsidered”). Последней жертвой костра в Англии стала фальшивомонетчица Кэтрин Мерфи (Catherine Murphy) в марте 1789 г. К этому времени как мужчин, так и женщин перед казавшейся уже тогда излишне жестокой казнью предварительно удушали. Подробнее — на сайте «Высшая мера наказания в Великобритании».

И. И. Лисович

Изображение
: ExecutedToday.com