Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

«Странный случай Томаса Деккера»

Уже знакомый нашим постоянным читателям литературовед, профессор Университета Торонто Холджер Сайм (Holger Schott Syme) в блоге “Dispositio” разместил текст своего доклада на недавней конференции Американского Общества исследователей Ренессанса (Renaissance Society of America) в Вашингтоне.

Томас Деккер
Томас Деккер

Доклад посвящен «странностям» в изучении наследия Томаса Деккера, поэта, драматурга, сатирика,  который, по мнению Сайма, должен быть одной из центральных фигур английского Возрождения, но по ряду причин всегда остается в стороне от внимания ученых. Деккер — один из наиболее плодовитых (написал или принимал участие в создании 41 пьесы из числа упомянутых в дневнике импресарио Филипа Хенсло — и это только за 6 лет с 1597 по 1603) и коммерчески успешных (сто фунтов дохода за те же годы) драматургов своего времени. По количеству изданий отдельных пьес в XVI–XVII вв. Деккер уступает только безоговорочному лидеру — Шекспиру и совсем немного — Томасу Миддлтону и Томасу Хейвуду, обгоняя даже Бена Джонсона. В «Английском Парнасе» (“England’s Parnassus”, 1600) Роберта Эллотта (Robert Allott) цитаты из Деккера встречаются почти так же часто, как цитаты из Роберта Грина, а их опережает только Шекспир.

Почему же пьесы Деккера, столь популярные у современников, быстро потеряли известность? Холджер Сайм указывает на несколько особенностей «ускользающего» Деккера (“As an author-figure, Dekker is always shifting in and out of focus”). Многие его пьесы — переработки более ранних текстов, изданные без имени автора; большинство пьес написаны в соавторстве и могли потом издаваться под именем только одного из авторов. Такая стратегия создавала Деккеру коммерческий успех, пока его пьесы ставились в театре (выйдя из долговой тюрьмы, где пробыл 7 лет, Деккер быстро поправил свои финансовые дела, одновременно работая над несколькими пьесами). Но как только дело доходило до публикации и особенно переиздания пьес, стратегия переставала работать.

Более подробно о «доминирующем, но неуловимом» положении Деккера среди его коллег-драматургов и об истории одной рукописной копии его малоизвестной пьесы “Blurt, the Master Constable” — в блоге Холджера Сайма.

В. С. Макаров

Фото
: DigitalBard