Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Визуализация сюжетов шекспировских пьес

В блоге ученого — специалиста по сбору и обработке данных Анупама Басу (Anupam Basu) представлена визуализация сюжетов пьес Шекспира в виде «интерактивных сетей» контактов между их персонажами.

Визуализация сюжета первой части «Генриха IV» У. Шекспира
Визуализация сюжета первой части «Генриха IV» У. Шекспира 

Кто из героев пьесы общается напрямую (и насколько часто), а чьи контакты опосредованы? Чем отличаются круги их общения? Кто из персонажей находится в центре наиболее обширной сети? (Например, в «Генрихе IV» это не только принц Гарри, но и Хотспер.) Есть ли отличия в интерактивной сети условной исторической хроники с ее огромным количеством персонажей, условной комедии, в которой их число невелико, и условной трагедии? Как выглядит «интерактивная сеть» трагедии «Гамлет» (вопрос, наверное, наиболее интересный для российских шекспироведов).

На все эти вопросы вы можете получить ответ, ознакомившись с визуализациями Анупама Басу. Индикаторы разных цветов дополнительно маркируют персонажей по гендерному и социальному признаку. (Как будет выглядеть «интерактивная сеть» для Беатриче или Виолы

Автор также предлагает желающим помочь в усовершенствовании сети, редактируя простую онлайн-таблицу с указанием пола и социального статуса персонажа.

Анупам создал еще одну любопытную визуализацию — «интерактивную сеть» театральных компаний, авторов и пьес английского театра XVI–XVII веков “The Early Modern Theater as Collaborative Network”. Интересно, что в ней по количеству и плотности связей первое место после явного лидера — «Анонимуса» — занял не Шекспир, а Бен Джонсон.

Для просмотра визуализаций необходимо обновить ваш браузер до самой новой версии для наилучшей html5- совместимости.

В. С. Макаров