Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

Реформация и… социальные сети?

Лютер на Вормсском рейхстаге (фотогравюра с картины Антона Александра фон Вернера)
Лютер на Вормсском рейхстаге (фотогравюра с картины Антона Александра фон Вернера)

В конце прошлого года журнал “Economist” опубликовал статью и аудио-интервью с журналистом и историком Томом Стендеджем (Tom Standage), в которой распространение протестантских идей в Европе начала XVI века сравнивается с развитием современных интернет-технологий, прежде всего социальных сетей. Схожую функцию в раннее Новое время выполняли памфлеты, дешевые гравюры, печатные баллады и другие тексты, ориентированные на массового читателя. Постоянные переиздания и повторения частей текста, по мнению Стендеджа, играли роль современных «лайков», «ретвитов» и «перепостов», в результате чего складывалось ощущение участия в огромном, никогда не заканчивающемся диалоге.

Особая роль книгопечатания в формировании виртуальных сообществ отмечалась и ранее — например, Бенедиктом Андерсоном (Benedict Anderson), писавшим о роли «капитализма печатного станка» (print capitalism) в складывании «воображаемого сообщества». Тем не менее, только испытав информационную революцию начала XXI века, вероятно, можно в полной мере оценить масштаб изменений в информационной среде пятисотлетней давности.

О «первой информационной революции» говорит и историк Адам Николсон (Adam Nicolson) в статье, опубликованной в начале марта в “The Telegraph”. Работая над документальным фильмом о средствах массовой коммуникации XVII века, Николсон изучил сохранившуюся с XVII века семейную библиотеку йоменов (свободных землевладельцев) Браунов из Таунэнда (Townend), графство Вестморленд. Книги, брошюры, рукописи, записные книжки — все это позволяет сделать вывод о горизонтальных связях и каналах обмена информацией, в которые были вовлечена значительная часть английского общества XVI–XVII веков, исключая только беднейших фермеров, батраков и наемных рабочих.

В. С. Макаров