Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

7 февраля 2024

На медиевистическом семинаре ПСТГУ доклад «Визуальная репрезентация зла в английской драме раннего Нового времени: обманчивый дуализм» представит Н. С. Зелезинская

15 февраля 2024 г. состоится заседание медиевистического семинара при кафедре романо-германской филологии ПСТГУ, на котором с докладом «Визуальная репрезентация зла в английской драме раннего Нового времени: обманчивый дуализм» выступит доцент кафедры зарубежной литературы Белорусского государственного университета Наталья Станиславовна Зелезинская.

Адрес: г. Москва, Лихов пер., 6, ауд. 101.

Начало — 18:00.

Вход свободный.

Внешним гостям необходимо зарегистрироваться: https://pstgu.timepad.ru/event/2770836/. Предполагается также трансляция в Zoom (ссылка — по запросу).

Наталья Станиславовна Зелезинская — автор исследований в области шекспироведения, современной английской литературы и художественного перевода.

На медиевистическом семинаре ПСТГУ доклад «Визуальная репрезентация зла в английской драме раннего Нового времени: обманчивый дуализм» представит Н. С. Зелезинская

Аннотация доклада. События Реформации стали главной причиной лиминальности XVI века в европейской культуре. В Англии он 1) был затянут более чем на полвека невызревшей потребностью в изменении веры, переходами от католицизма в англиканство, обратно и снова в англиканство; 2) сопровождался преследованием поочередно протестантов, затем католиков, затем протестантов, затем католиков, что подрывало доверие к религиозным институтам в целом и препятствовало открытому выражению своей позиции по вопросам веры; 3) оказался сложной смесью не только католического и протестантского вероучений, но и неустойчивого баланса оригинальных лютеровских идей и все возрастающего, а потом и господствующего влияния реформированной церкви (кальвинизма). Все эти процессы глубоко вошли в ткань английской драмы, интерпретировать которую невозможно без соотнесения содержания конкретной пьесы с ее датировкой (где сдвиг на один год может полностью менять восприятие сказанного), именем заказчика, интенциями автора(ов), его / их вероисповеданием и т. д. Игнорирование религиозных контекстов пьесы лишает современного читателя не только нюансов смысла, но, во многих случаях, и основной идеи.

Не удивительно, что именно в XVI‒XVII веках религиозные идеи развиваются чрезвычайно быстро и взаимодействуют с целым спектром важных категорий сознания. Образ дьявола в пьесе 1621 года «Ведьма из Эдмонтона» (“The Witch of Edmonton”) демонстрирует, с одной стороны, определенный итог его развития в культуре Средневековья, сопряженного со степенью увлеченности антропоморфными и аллегорическими формами, с идеей зла и разработкой демонологической системы, с другой стороны, указывает на вектор развития социальной английской мысли, воплощенной вскоре в «Левиафане» Т. Гоббса, новые ассоциативные связи, построенные между идеями добра и зла, цвета и пяти чувств, а также качественный пересмотр сотериологического комплекса (концепций предопределения, проклятия, покаяния, искупления, прощения, спасения). Привлекается материал других елизаветинских и яковианских пьес.