Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

31 августа 2018

Театр Марло анонсировал запуск квеста Escape Room: Marlowe’s Ghost

На создание квеста «Призрак Марло» (отдельное спасибо за ссылку на новость В. С. Макарову) авторов вдохновила таинственная жизнь и творчество старшего современника Шекспира, поэта и драматурга Англии конца XVI века Кристофера Марло. Участником интеллектуальной игры предложат одолеть серию интерактивных головоломок, чтобы не дать пропасть литературному наследию самого известного сына города Кентербери, которое по разным причинам может быть утрачено навечно.

Кристофер Марло

Реклама на сайте театра гласит буквально следующее:

Pride comes before a fall...

Players are invited to take part in this thrilling new escape room experience with a theatrical twist.

The ghost of the recently murdered Christopher Marlowe returns to haunt you. You owe him a debt. His work is at risk of being lost forever. It is up to you to save it.

Overcome a series of devilishly clever interactive games and puzzles in order to unlock the soon-to-be-lost works of Marlowe.

 Pride comes before a fall...

Худрук театра Энди Доусон (Andy Dawson) выразил надежду, что запуск квеста Marlowe’s Ghost станет захватывающим примером того, как музей и игровая площадка Marlowe Kit будет сотрудничать со всеми, кто заинтересован в изучении невероятных историй города Кентербери и личности К. Марло. Marlowe Kit — это “живой музей”, т. е. совместный проект Музея города Кентербери и Театра Марло. Его цель — привлечь внимание к малоизвестным страницам жизни города, особенно к тем, что связаны с тайнами, загадками и приключениями. Разработка квестов — отдельный пункт в плане работы «живого музея». В названии музея — игра слов: современники часто называли Марло сокращенным именем «Кит». Квест должен напомнить и о других связанных с городом известных авторах: Афра Бен (Aphra Behn), Джозеф Конрад (Joseph Conrad), Майкл Морпурго (Michael Morpurgo), Энтони Браун (Anthony Browne), Кадзуо Исигуро (Kazuo Ishiguro).

Marlowe Kit

Marlowe Kit

Escape Room: Marlowe’s Ghost является частью проекта Great Place Heritage, финансируемого лотереей Pioneering Places: East Kent, и расположена в историческом здании XIV века, бывшей монастырской больнице. Ранее там располагался Музей культурного наследия Кентербери (Canterbury Heritage Museum), закрытый в 2017 г. из-за небольшой посещаемости. Решение городского совета передать здание под совместный музейно-театральный проект подразумевает, что такая форма представления исторического наследия окажется более популярной. В здании на Стур-стрит будут проходить и другие молодежные мероприятия The Marlowe Theatre.

Аттракцион рекомендуется для участников старше 10 лет, но всех гостей в возрасте до 16 лет должны сопровождать взрослые. Пока игры будут проводиться только по выходным. Цены разнятся от 19 до 25 фунтов стерлингов, предлагаются варианты скидок (см. подробнее: Marlowe’s Ghost: FAQs).

Имя интерактивной игры «Призрак Марло» не оригинально. Известны как минимум две книги с подобным названием. Таковы, например, монография «Призрак Марло: волчий билет человеку, который был Шекспиром» (Marlowe’s Ghost: The Blacklisting of the Man Who Was Shakespeare, 2008) Дарила Пинксена (Daryl Pinksen) и роман Marlowe’s Ghost Сары Блэк (Sarah Black), вышедший в 2012 г. в издательстве Dreamspinner Press.

Marlowe’s Ghost: The Blacklisting of the Man Who Was Shakespeare Marlowe’s Ghost

Книга Д. Пинксена является научно-популярным исследованием так называемой «марловианской теории», обыгрывающей «шекспировский вопрос» в пользу Марло. Самиздатовская книга независимого исследователя из Канады, который получил степени магистра по педагогике и бакалавра по физике, английской литературе и истории в 2008 г., вызвала значительный резонанс. Ее неоднократно выдвигали на разного рода сетевые книжные премии. Она стала удачным примером того, что книгу можно успешно издать самостоятельно и получить признание. Работа Д. Пинксена была удостоена 17-й ежегодной международной премии самиздатовской литературы Writer’s Digest. Сам автор спокойно живет и работает в самом восточном североамериканском городе Сент-Джонсе, столице провинции Ньюфаундленд и Лабрадор.

В выдуманной романтической гей-истории писательницы С. Блэк действие переносится в современность, где бывший морской пехотинец, разочарованный в военной службе Уилл Марлоу (Will Marlowe) мечтает стать серьезным исследователем классической литературы. (К слову, надо упомянуть, что и сама автор — мать-одиночка и ветеран Военно-морского флота США). Уилл отправляется в Лондон, чтобы отыскать племянника своего университетского профессора, пережившего рак Томми Джонса (Tommy Jones). Джонс тщетно пытается написать диссертацию о К. Марло. Он уверен, что Марло не умер в 1593 г., а сбежал в Германию, что таинственный Призрак писателя не только является ему, но и имеет свои планы по поводу судеб героев. Автор специфических любовных новелл разыгрывает таинственную историю о гибели Марло на фоне однополых непростых отношений, вкрапливая туда паранормальный мистицизм и юмор.

Среди других планов кентерберийцев, связанных с именем поэта, особенно стоит выделить проект создания музея Марло. Группа энтузиастов из родного города писателя выступила с инициативой создания первого в мире музея драматурга. Marlowe Museum Project хоть и со значительным опозданием, но все же стартовал в 2013 г. Он должен стать еще одним культурно-образовательных центром для жителей и гостей Кентербери. Небольшой музей и пространство для активной деятельности, предполагают расположить в часовой башне Святого Георгия (St. George’s Clock Tower). Эта башня — все, что осталось от церкви XII–XV вв., в которой был крещен Марло. Выставки, лекции, экскурсии, поэтические вечера, небольшие театральные постановки, елизаветинский садик и многие другие мероприятия должны внести свою лепту в местную культурную и интеллектуальную жизнь.

Похоже, что у микромарлосферы скоро появятся все шансы стать марлосферой. Достаточно взять во внимание поток псевдонаучного чтива, эксплуатацию образа поэта бунтаря и мученика не только в кино и театре, в документальных и художественных интерпретациях, но и в комиксах и компьютерных играх. Такой интерес к судьбе Марло диктуется запросами индустрии развлечений с ее околоинтеллектуальным рынком и новыми возможностями распространения мифических представлений посредством новейших технологий и средств коммуникаций.

Дело дошло до того, что в необъятном виртуальном пространстве Интернета появляются твиттер-аккаунты. Например, в Kit Marlowe (@marloweKit ) общение ведется от лица драматурга, который якобы выжил в пьяной драке в дептфордской таверне, но выжил, чтобы писать пьесы за Шекспира. Еще забавней читать твиты аккаунта Christopher Marlowe (@NotWillyShakes). Их автор действительно обладает хорошим чувством юмора: «Я писал каких-то 500 лет назад. В свободное время я притворяюсь Шекспиром, чтобы подразнить теоретиков заговора от литературы». А автор легкой квазиисторической прозы Кэтрин Марло (Kathryn Marlowe) взяла себе псевдоним “Kit” и зарегистрировала в «Фейсбуке» учетную запись Kit Marlowe (@AuthorKitMarlowe); с образцами ее литературного творчества можно познакомиться здесь. Пользователи социальной сети «ВКонтакте», как всегда, отличились своей прямолинейной брутальностью. Пользователь Kit Marlowe со статусом «Ад — это детская сказка?» имеет адрес: https://vk.com/thehigh_sodomite.

Селекционер Дэвид Остин (David Austin) в честь драматурга вывел в 2002 г. сорт розы Christopher Marlowe, а в 2015 г. компания Jardins d’Ecrivains выпустила парфюм Marlowe в фирменной квадратной бутылке с черно-золотой этикеткой. Глянцевый каштановый цвет парфюма предполагает абстрактную ноту «сухих цветов». В пресс-релизе аромат Marloweописан как «пьянящий, дикий и театральный» (см. интервью на русском языке с создателем аромата «Марло» Aнаис Бигин (Аnaïs Biguine)).

Сорт розы «Кристофер Марло»

Сорт розы «Кристофер Марло»

Анаис Бигин

Создатель аромата «Марло» Анаис Бигин из парфюмерной компании Jardins d’Ecrivains

Парфюм Marlowe

Конечно, образ талантливого, но провокационного художника, атеиста-богохульника, а по слухам, еще и шпиона-фальшивомонетчика, дуэлянта с признаками андрогинности, как нельзя лучше подходит для возбуждения интереса у всякого рода любителей двусмысленности, пикантных ситуаций, если не откровенной девиации.

Надеемся, что квест «Призрак Марло» будет более интересным, содержательным и менее спекулятивным, нежели наша отечественная интерактивная выставка «Шекспир/тайна/400», которая была приурочена к 400-летию драматурга и получила неоднозначные отзывы из-за желания ее организаторов сделать бизнес на эксплуатации одиозного «шекспировского вопроса».

Н. В. Захаров


Подготовлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-012-00679).