Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

19 сентября 2017

Container Globe: будущее театра из «подручных материалов»?

Шекспировский краудфандинг, т. е. коллективный сбор средств на театральные, издательские или любые другие проекты, посвященные Шекспиру — дело уже не новое. На крупнейших краудфандинговых площадках Kickstarter, Indiegogo, Patreon и др. (по состоянию на июль 2017 г.) получили финансирование несколько тысяч проектов — от постановок пьес и даже их циклов до студенческих поездок на актерские курсы в Лондон.

Как показало обсуждение этой проблемы на одной из секций Европейской шекспировской конференции в Гданьске, шекспировский краудфандинг развивается не только в англоязычном мире: в своих странах поддержку получили немецкие, французские, польские проекты. Есть такие примеры и в России — например, постановка «Шекспир. Ночь» театра С.А.Д. или коллекционное издание «Гамлета». Во многом «шекспировским» оказался и первый в России научный журнал, средства на который собирались с помощью краудфандинга — Valla.

Тем временем на краудфандинговой площадке Patronicity, цель которой — поддерживать социально значимые проекты, открыт сбор средств на мобильный театр из грузовых контейнеров. При чем здесь, казалось бы, Шекспир? По замыслу автора проекта Ангуса Вейла (Angus Vail), сооружение будет называться Container Globe и по форме напоминать шекспировский театр. Многоугольник его основного корпуса будет составлен из контейнеров, сцена будет, как и в шекспировском театре, выдвинута вперед (thrust stage), крыша отсутствует. Контейнеры окружат лесами и накроют крышей из парниковых панелей, а чтобы зрители не страдали от шума и жары, все это сверху будет покрыто особой конструкцией из металлической сетки. Всего для строительства сидячих галерей потребуется 67 контейнеров, а весь Container Globe будет вмещать 1200 зрителей.

Модель возможного размещения Container Globe в Токио

Модель возможного размещения Container Globe в Токио

Стационарных реконструкций «Глобуса», «Розы» и других театров шекспировского Лондона немало. Всем известен «Шекспировский Глобус» в Лондоне и его крытая сцена, названная в честь Сэма Уанамейкера. Обе они — не только коммерчески успешные проекты, но и площадки для серьезного научного исследования актерских практик XVI–XVII веков, музыкального сопровождения пьес, танцев, костюмов, освещения. По крайней мере, структурой внутреннего пространства шекспировские театры напоминают «Розу» в Кингстоне и «Блэкфрайерс» в американском штате Вирджиния. Нельзя не вспомнить, что своей популярностью thrust stage во многом обязана «Лебедю» в английском Стратфорде и театральному фестивалю в Стратфорде канадском. Есть примеры и временных (т. е. потенциально мобильных) театральных конструкций, отсылающих к шекспировскому времени. В прошлом году такая конструкция ненадолго появилась в литовском местечке Нида, где прошел шекспировский фестиваль. Наконец, и сам «Глобус» появился в 1599 г. после того, как предыдущее здание компании Джеймса Бёрбеджа — «Театр» — разобрали и перенесли из северного пригорода Лондона на южный берег Темзы.

Модель возможного размещения Container Globe в Центральном парке Нью-Йорка

Модель возможного размещения Container Globe в Центральном парке Нью-Йорка

В этих театрах, разумеется, ставят не только шекспировские пьесы. Драмы, написанные для более привычного нам театра XVIII–XX веков, на открытой сцене начинают смотреться по-другому, в чем-то более динамично. Даже простое чтение пьесы по ролям в таком интерьере (как в проекте Read Not Dead) вызывает зрительский интерес и помогает вернуть на сцену давно забытые тексты. И все же, полагает А. Вейл, есть и иной способ заставить театральную конструкцию XVI–XVII столетий жить новой жизнью. Дешевая и мобильная сцена годится не только для театральных представлений. В «Глобусе из контейнеров» можно проводить выставки, различные шоу и, конечно же, рок-концерты. Здесь основателю Container Globe помогает его опыт: новозеландец по происхождению, он начинал как панк-музыкант, а затем 25 лет работал менеджером различных рок-групп, в том числе KISS, INXS и 3 Doors Down. Из рок-концертов в новый проект перешла идея разборной сцены с решетчатой крышей, на которой крепятся осветительные приборы. Стоячий партер под открытым небом может превратиться в танцпол или даже в мошпит. Кстати, именно так в современном кино нередко изображают и партер шекспировского театра — например, в сериале «Уилл» компании TNT, где сливаются некоторые черты Лондона 1590-х и 1970-х гг.

The Container Globe

А. Вейл строит и более далекие планы: если удастся собрать средства на первый Container Globe, который появится в переживающем не лучшие дни Детройте, его копии могут отправиться и в другие города и страны мира. Например, в Индию, Китай, его родной Веллингтон или Будапешт, где местная панк-группа Run Over Dogs записала для проекта кавер-версию известной песни Ramones “Sheena Is a Punk Rocker”, заменив в ней имя Sheena на Shakespeare и немного переделав куплет:

Well the kids are all hopped up and ready to go
They’re ready to go now they got their pennies
And they’re going to the Glo-o-obe (punk rock, punk rocker)
But he just couldn’t stay he had to write his play
Detroit city really has it all oh yeah, oh yeah

Shakespeare is a punk rocker
Shakespeare is a punk rocker
Shakespeare is a punk rocker now

Позволю себе предложить еще один «шекспировский» вариант куплета:

Well the kids are all hopped up and ready to go
They’re ready to go now they got their wherry boats
And they’re going to the Theater or the Rose
But he just couldn’t stay he had to break away
Well London City really has is all oh yeah, oh yeah

Конечно, в проекте заметна и связь с современной культурой. А. Вейл иронично сравнивает Container Globe с «Куполом грома» — ареной для гладиаторских боев в цикле фильмов «Безумный Макс». Container Globe выглядел бы вполне уместным и в постапокалиптическом мире серии игр Fallout (тем более что в ее последней части есть эпизод, где герою нужно спасти актера, который отправился в логово к великанам-супермутантам, чтобы цивилизовать их, обучая театральному искусству). В нашей же реальности, как подчеркивает руководитель проекта, сборный театр из контейнеров может преобразить лишенные доступа к культурному пространству бедные районы.

Модель Container Globe

Модель Container Globe

Что здесь можно добавить? На наших глазах реконструированный елизаветинский театр сам по себе, уже без непременной связи с Шекспиром, становится особым типом театрального пространства — мобильным, демократичным, пригодным для абсолютно разных представлений. То, что в некоторых театрах конца XVI — начала XVII века могли, например, проводить также и медвежьи бои, многим сейчас уже не кажется профанацией священного пространства театра.

Казалось, что эта структура навсегда отошла в прошлое и уступила месту театру с занавесом и «сценой-коробкой» (box set), но ее восстановления потребовали новые театральные практики, в которых смешивались инновация и реконструкция, а также популярность новых видов представлений — рок-концертов, показов мод, арт-шоу и т. д. Какие представления будут наиболее популярны в разных странах, где будут сооружены «Глобусы из контейнеров»? В каких районах они приживутся и с чем ассоциироваться — со стремлением сохранить культуру в «постапокалиптическом» культурном ландшафте? Или с урбанистским шиком? Шекспироведам и театроведам будет о чем подумать, если проект Ангуса Вейла приведет к массовому тиражированию такого пространства.

В. С. Макаров

Изображения: The Container Globe

См. также:

Как построить Container Globe — 3D-визуализация

Директор образовательных программ театра Shakespeare’s Globe Патрик Споттисвуд — о проекте Container Globe

Ангус Вейл об истории и целях своего проекта на TedX Jersey City

Команда Container Globe о своем проекте