C курсом “Hamlet’s Ghost” в мир МООКов входит Стивен Гринблатт
Участием крупнейших мировых шекспироведов в массовых открытых онлайн-курсах уже никого не удивишь: на британской платформе Futurelearn уже не первый год идут курсы, авторами которых стали директор Шекспировского института Майкл Добсон и профессор Оксфорда сэр Джонатан Бейт. Не отстают от FutureLearn и американские платформы — EdX и Coursera (подробный обзор проектов см. в статье Н. В. Захарова).
![]() |
В последнее время часто пишут, что МООКи выдыхаются, что их авторам (по крайней мере в гуманитарных науках) удаются лишь обзорные курсы, но не посвященные конкретной проблематике. Интересным ответом на этот вызов может стать курс о призраке в шекспировском «Гамлете», с которым на EdX дебютирует профессор кафедры гуманитарных наук имени Джона Когана Гарвардского университета Стивен Гринблатт.
Гринблатт — один из самых известных современных литературоведов, основатель «нового историзма», лауреат Пулитцеровской премии и престижной Премии Хольберга, которую считают эквивалентом Нобелевской премии для гуманитарных наук. Шекспиром он занимается всю жизнь — в его самой известной ранней книге «Формирование “я” в эпоху Ренессанса: от Мора до Шекспира» (Renaissance Self-Fashioning: From More to Shakespeare; на русский были переведены несколько глав, которые были опубликованы в журнале «Новое литературное обозрение», № 35 за 1999 г.) без анализа шекспировских текстов обходятся только первые несколько глав. В 1980-е гг. «новый историзм» и шекспироведение нельзя было себе представить без его работы «Шекспировские негоциации: циркуляция социальной энергии в Англии эпохи Ренессанса» (Shakespearean Negotiations: The Circulation of Social Energy in Renaissance England). На рубеже нового тысячелетия Гринблатт по-новому объяснил проблематику «Гамлета» в связи с полемикой вокруг представлений о чистилище («Гамлет в чистилище» / Hamlet in Purgatory, 2002). Через несколько лет вышла в свет одна из лучших современных биографий английского драматурга — «Уилл в мире: как Шекспир стал Шекспиром» (Will in the World: How Shakespeare Became Shakespeare), а в 2010 г. — переработанная версия мемориальных адорновских лекций Гринблатта во Франкфуртском университете (под названием «Свобода Шекспира» / Shakespeare’s Freedom).
![]() |
Гамлет и призрак его отца Русунок У. Блейка (1806) |
Для философии и в целом культуры XX века призрак Гамлета-старшего стал символом исторической памяти, зов которой одновременно притягивает и отталкивает (здесь можно вспомнить книгу о «Гамлете» Карла Шмитта или обращение Жака Деррида к «призракам Маркса» в одноименной книге). Проблема веры или недоверия словам Призрака теперь считается одной из центральных в шекспировской трагедии.
Соответственно, сложной будет и структура МООКа, который начнет работу в понедельник, 31 октября 2016 г. Первая его часть посвящена театральным воплощениям Призрака и его месту в структуре первого акта трагедии. Во второй части участники курса погрузятся в мир противоречивых представлений об аде, чистилище и рае в Европе XVI–XVII вв., а в третьей — продолжат изучение шекспировской трагедии самостоятельно.
Курс неожиданно короток для МООКа — всего 3 недели, но затратен по времени (6–8 часов работы каждую неделю). Впрочем, слушатели могут изучать материал в удобном для них ритме (self-paced).
В интервью The Harvard Crimson Стивен Гринблатт рассказал, что начата работа над вторым гарвардским МООКом о Шекспире. Он будет посвящен «Венецианскому купцу» и «Отелло».
Записаться на курс на платформе EdX
См. также:
- Neckermann C. N. Spooky Shakespeare HarvardX Course Debuts on Halloween (The Harvard Crimson, 30.10.2016).
В. С. Макаров
Изображения: twoway.st | Syracuse.com
Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№