Средневековый Сент-Эндрюс: новый проект виртуальной реконструкции средневекового города
Создание пользовательских приложений с элементами виртуальных миров становится все более популярной тенденцией среди разработчиков. Как показал опыт Стратфорда, идея наложить воссозданные в 3d-моделях здания средневекового города на то, что турист видит через камеру смартфона или очки виртуальной реальности, вызывает значительный интерес. С учетом того, что визуальная составляющая приложения дополнена текстовым и аудиогидами, результат можно считать виртуальным миром, даже несмотря на несовершенную технологию, которая пока не дает эффекта полного погружения.
Конечно, симуляцию жизни средневекового города во всей полноте ее повседневности относительно легко можно сделать в фантазийном мире компьютерной игры (например, серии Assassin’s Creed). Историческая реконструкция должна быть точно привязана к конкретной местности, где облик каждого объекта нуждается в детальном историческом обосновании. Поэтому неудивительно, что для реконструкции выбираются ключевые здания и участки средневекового города. Для Стратфорда такое здание — утраченный дом Шекспира (Нью-Плейс), для Лондона — двор собора св. Павла в его допожарном облике. Выше вероятность, что соборы и церкви сохранились полностью или хотя бы частично, а если и исчезли, как старый собор Св. Павла, то остались их детальные обмеры и множество карт, гравюр и других изображений.
В конце 2014 года группа Open Virtual Worlds из Сент-Эндрюсского университета (Шотландия) представила приложение для iOS и Android, посвященное истории Сент-Эндрюса — в прошлом церковной «столицы» Шотландии, города, где находится древнейший шотландский университет.
Согласно пресс-релизу, виртуальное воссоздание затронуло 22 наиболее известных средневековых строения Сент-Эндрюса — от кафедрального собора до башни Tollbooth (дорожного сбора), от университетского колледжа Св. Марии до Сент-Эндрюсского замка. В разработке виртуальных моделей участвовали историки — преподаватели и студенты университета, архивисты и сотрудники городских музеев и команда программистов. Проект был поддержан Национальной библиотекой Шотландии и фондом Historic Scotland. Создатели рассчитывают в будущем увеличить число воссозданных объектов и «тематических маршрутов» (themed site trails).
Самое известное здание города — кафедральный собор, сохранившийся в руинах, представлен в наиболее детальной визуализации. Кроме приложения, она доступна на платформе OpenSim (пользователю необходимо зарегистрироваться и создать аватар). Собор представлен так, как он выглядел после завершения строительства в 1318 году и до пожара, уничтожившего часть здания 60 лет спустя.
Кроме виртуальных моделей, наложенных на карту современного города, пользователям доступны видео- и другие мультимедиа-файлы. Озвучить приложение согласился Шон Коннери.
См. также:
- отдел Special Collections библиотеки Сент-Эндрюсского университета — о своем участии в проекте (в будущем планируется включить в виртуальный мир 3D-копии реальных объектов, сохранившихся в университетских музеях и библиотеке);
- приложение для iOS или Android;
- о команде Open Virtual Worlds;
- блог Open Virtual Worlds;
- исторические источники в основе проекта.
Сент-Эндрюсский собор в 1318 (реконструкция)
Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).