Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

12 сентября 2013

Unreal City Audio: аудиотуры по историческому Лондону

Доктор Мэттью Грин, историк средств массовой информации с оксфордской степенью, думая о том, как назвать свою компанию, вероятно, вспомнил знаменитые строки из «Бесплодной земли» Т. С. Элиота:

What is the city over the mountains
Cracks and reforms and bursts in the violet air
Falling towers
Jerusalem Athens Alexandria
Vienna London
Unreal

Иллюстрация 1668 года, изображающая лондонскую кофейню
Иллюстрация 1668 года,
изображающая лондонскую кофейню.
Lordprice Collection / Alamy

Историк всегда видит черты прошлых столетий, проступающие сквозь окружающую его реальность. До недавнего времени это было не близко и непонятно тем, чье воображение не отточено годами работы в архивах, корпения над рукописями, тем, кто не привык отрываться от современности. Виртуальные миры кинематографа и особенно компьютерных игр все изменили. Кто из наших современников моложе тридцати-сорока лет не погружался на часы в иную, сконструированную реальность постапокалиптической пустыни, далекого космоса или карибских морей? А если так, то историк, умеющий находить следы уже не существующих миров на городских улицах, уже не «странный» человек «не от мира сего», а тот, кто может превратить любую прогулку в виртуальное приключение.

Проходя мимо «Старбакса» на Рассел-стрит в Лондоне, например, историк вспомнит, что триста лет назад на этом месте была кофейня Баттона, где собирались поэты, журналисты и любители новостей. Можем ли мы сейчас, спрашивает Грин в статье в газете «Гардиан», спросить у соседа по столику в «Старбаксе», «какие новости»? Как в XVII веке, так и сейчас кофейни сближают людей и идеи (“Coffeehouses brought people and ideas together”), но «креативная среда» в них создавалась и создается по-разному. Экскурсия по городу, где такие среды столетиями «перетекают» из одного места в другое, может превратиться в увлекательный поиск «другого» в том, что давно и хорошо знакомо.

Экскурсионная компания Unreal City Audio

Вероятно, именно потому основанная Грином и его коллегами экскурсионная компания Unreal City Audio смогла предложить что-то новое для переполненного лондонского туристического рынка. Двухчасовые пешеходные экскурсии по городу, в которых актерские мини-постановки перемежаются с интерактивными элементами (например, что сделает экскурсант при виде актера, изображающего журналиста у позорного столба?), принесли компании заслуженную известность. Экскурсия по Сити и Флит-Стрит, посвященная истории британской журналистики, удостоилась хвалебного отзыва в той же «Гардиан». Исторические персонажи — известные, от Уинкина де Уорда до Сэмюэла Джонсона, и неизвестные — уличные музыканты, актеры, нищие — появляются и исчезают почти незаметно, превращая прогулку по лондонским улицам в своеобразный квест.

Для тех, кто не может приехать в Лондон, чтобы погрузиться в атмосферу «потерянных миров» XVI–XVIII веков, в Unreal City Audio подготовили аудиоверсию экскурсии по лондонским кофейням, которую можно купить на сайте компании, а также краткий 11-минутный видеоролик.

Виртуальный мир, который создается буквально на ходу, «потерянные миры» города кофеен или «страны театров» — куда еще приведет историк желающих следовать за ним? Вероятно, в любой мир, из которого слышатся пережившие время голоса живших в нем, ведь, по словам Стивена Гринблатта, открывающим его известную монографию Shakespearean Negotiation, все начинается «с желания разговаривать с мертвыми» (“I began with the desire to speak to the dead.”).

В. С. Макаров

Изображения: Telegraph

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира