Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

2 сентября 2013

ShaLT: информационный проект о театрах шекспировской эпохи

В апреле 2013, получив финансирование от Британского Исследовательского совета по гуманитарным наукам (AHRC), начал работу проект ShaLT: Shakespearean London Theatres, подготовленный совместно университетом Де Монфора в Лестере и лондонским Музеем Виктории и Альберта.

Проект ShaLT: Shakespearean London Theatres

Проект возглавляет профессор Гэбриел Игэн (Gabriel Egan), автор трех монографий о Шекспире (в т. ч. «Зеленый Шекспир» — об экологических аспектах шекспироведения, «Шекспир и Маркс» ), а также специалист по электронным изданиям текстов раннего Нового времени. Совместно с профессором Иэном Гаддом (Ian Gadd) Игэн создал модель типографии шекспировской эпохи, размещенную в виртуальном мире Second Life. В интервью на сайте университета Игэн называет ShaLT «проектом передачи знаний» (“knowledge transfer project”), утверждая, что знания, накопленные исследователями, должны доходить до самой широкой аудитории. Пусть здания театров, где шли пьесы Шекспира и его современников, давно исчезли с лондонских улиц и истлели кости авторов, зрителей и актеров — шекспировский Лондон — «театральную страну» (theatreland), как называют ее авторы проекта, можно вернуть к жизни, если о ней будут помнить. Воссоздание «Глобуса» дало новый импульс для культурного туризма, но, считает Игэн, нельзя забывать о других местах «театральной страны» — о публичных театрах, о «судебных Иннах» и крытых залах, о трактирах, во дворе которых спектакли шли на передвижной сцене. Шекспира можно понять только как часть этой «театральной страны», проступающей сквозь карту современного Лондона.

Проект ShaLT объединил усилия около 10 специалистов — театроведов и технологов «цифровых гуманитарных наук». Используя новейшие археологические данные и опираясь на архивные исследования, они нанесли на карту Лондона более 20 театров и пять пешеходных маршрутов. От театра «Лебедь», например, туристам рекомендуют дойти до Саутворского собора (в шекспировские времена — церковь св. Марии, где похоронены многие актеры, в т. ч. Эдмунд Шекспир); от старейшего крытого театра рядом с собором Св. Павла — до Друри-лейн, откуда начался современный триумф шекспировской драмы; от церкви св. Леонарда в Шордиче, где похоронена семья Бербеджей — до места, где некогда стоял театр «Фортуна». 12000 карт с указанием лондонских театров эпохи Шекспира, будут розданы туристам за два года выполнения проекта. Карту можно также скачать с сайта проекта вместе с путеводителем по шекспировским театрам. Скоро появится и приложение для смартфонов, в котором будут представлены визуальные реконструкции каждого объекта на карте — кроме театров, это дома, где жил Шекспир, некоторые церкви и места публичных представлений.

ShaLT: информационный проект о театрах шекспировской эпохи

На сайте проекта ShaLT можно найти подробную информацию обо всех объектах, в том числе и таких малоизвестных, как театр в деревне Ньюингтон-Баттс, где зрители впервые увидели «Мальтийского еврея» Кристофера Марло и шекспировского «Тита Андроника», или трактир «Прекрасная дикарка» (The Bel Savage), где в составе труппы слуг Королевы блистал Ричард Тарлтон. Для каждого театра приведены имена импресарио и названия игравших там трупп, воспоминания современников, визуальные реконструкции сцены и подробные указания, где именно он находился.

Летом 2013 года в Музее Виктории и Альберта прошли публичные лекции ведущих британских и американских исследователей шекспировской эпохи (Джулии Сандерс, Джин Хауард, Мартина Батлера) и др., рассказавших о театральном Лондоне Бена Джонсона, о том, почему театры строились почти круглыми, что делали актеры за сценой, как создавались спецэффекты и о многом другом. Аудиоверсии всех лекций доступны на сайте проекта ShaLT, как и специально снятые для проекта информационные ролики — записи интервью с исследователями, отрывки из спектаклей и т. д. (пока на сайте в пробном режиме размещены только фильмы о Джоне Лили и его роли в истории шекспировского театра).

За обновлениями проекта можно следить в его блоге и «Твиттере».

В. С. Макаров

Изображения: ShaLT

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира