Восстановлена стюартовская пьеса-маска
В Валентинов день, 14 февраля 1631 г. (1632 г. по современному календарю) в королевском дворце Уайтхолл (точнее, в одном из его помещений — Банкетинг-хаусе) была представлена пьеса-маска «Восстановленная Темпейская долина» (Tempe Restored). Автором текста маски в этот раз стал не Бен Джонсон, а молодой поэт Аурелиан Тауншенд (Aurelian Townshend), который провел несколько лет при французском дворе. Для королевы Генриетты-Марии это могло быть немаловажно. Как и прежде, декорации и костюмы для маски спроектировал Иниго Джонс (Inigo Jones), а музыку написал Генри Лоус (Henry Lawes). В отсутствие своего вечного соперника Бена Джонсона и с учетом того, что Тауншенд был еще молод и неизвестен, маска стала триумфом Иниго Джонса.
![]() |
Королева Генриетта Мария в роли Божественной Красоты в маске «Восстановленная Темпейская долина» |
Триста восемьдесят лет спустя, 27 июля 2013 г., компания «исторической интерпретации» Past Pleasures Ltd. представила маску «Восстановленная Темпейская долина» на том же месте, где она была впервые сыграна — в Банкетинг-хаусе. Past Pleasures — не профессиональные актеры, а т. н. «реконструкторы» (reenactors) — специалисты по костюмированным представлениям на исторические темы. Но и в маске принимали участие обычно не актеры, а придворные и члены королевской семьи. В «Восстановленной Темпейской долине» в виде Божественной Красоты (Divine Beauty) появлялась сама королева Генриэтта-Мария, а король Карл — зритель маски — выступал как Царственная Добродетель, к чьим ногам в первой сцене припадал бежавший от чар Цирцеи ее фаворит.
Для маски Тауншенд переработал один из первых французских «придворных балетов» — «Комический балет Королевы» Бальтазара де Божуайё (Balthasar de Beaujoyeulx). Впрочем, неясно, принадлежала ли эта идея Тауншенду или Джонсу — в первом издании маски Джонс указан не только как декоратор, но и как автор идеи и аллегории.
Сюжет маски, что традиционно для этого жанра, строится вокруг противопоставления порядка и хаоса. Цирцея (ее, скорее всего, играла фрейлина королевы Элизабет Куанье, хотя многие исследователи считают, что впервые в Англии на театральную сцену в этой роли вышла женщина — неизвестная профессиональная певица), преследуя бежавшего от ее чар фаворита, попадает в Темпейскую долину — пасторальную аллегорию Англии. Поросшая лесом Темпейская долина в Греции находится между Олимпом и Оссой, по ней протекает река Пеней. Овидий и другие поэты населяют ее нимфами и дриадами.
Прибытие Цирцеи открывает «антимаску» — шествие олицетворенного хаоса — свиты Цирцеи состоит из индейцев и варваров, «по природе своей скотских» (who naturally are bestial), и тех, кто добровольно присоединился к ней и превратился в «полузверя» (half-beast): гончие, обезьяны, педант-осел и свиньи. Фаворит сбежал от Цирцеи, не желая быть жертвой животных желаний, на которые обрекает звериный облик. Долину защищают боги, спускающиеся с неба — Высшая Гармония, Божественная Красота и подчиненные им олимпийские божества. Они прогоняют Цирцею и восстанавливают гармонию, царство золотого века, где всем движет разум, а не чувство (традиционная оппозиция Reason–Sense).
К сожалению, современная реконструкция не в силах восстановить сложную механику маски, где с потолка спускаются звезды и планеты, с Олимпа нисходят боги, орел уносит Юпитера обратно на Олимп. Также не сохранилось партитур музыки к маскам, поэтому современным реконструкторам есть что дофантазировать. Важно прежде всего то, что Банкетинг-хаус впервые с дней гражданской войны XVII века снова стал сценой придворного представления. Маска как жанр кажется архаичной, но как форма коллективного сценического действия, в котором участвуют непрофессиональные актеры с небольшими ролями, не требующими заучивания и драматической школы, она может оказаться удивительно современной.
К сожалению, в Банкетинг-хаусе было запланировано только одно представление, как и полагается маскам. Но ассоциация Historic Royal Palaces приглашает всех желающих посетить выставку в Банкетинг-хаусе, посвященную истории жанра маски и погрузиться в мир «театрального зрелища, соединенного со стюартовской пропагандой» (theatrical entertainment and Stuart propaganda rolled into one).
См. также:
- текст маски (в собрании сочинений Аурелиана Тауншенда);
- Андреа Зувич на генеральной репетиции маски;
- фото с премьеры (с фейсбук-страницы Historic Royal Palaces).
Дополнительная литература:
- Britland, Karen. Drama at the Courts of Queen Henrietta Maria. Cambridge : Cambridge University Press, 2006.
- Mattia, Kasey Marie. Crossing the Channel: Cultural Identity in the Court Entertainments of Queen Henrietta Maria, 1625–1640 : Ph.D. Diss. / Duke University. Ann Arbor, MI : ProQuest, 2007.
- Gough, Melinda J. “Not as Myself”: The Queen’s Voice in Tempe Restored // Modern Philology. 2003. Vol. 101. No. 1. P. 48–67.
- Stähler, Axel. Inigo Jones’s 'Tempe Restored' and Alessandro Piccolomini’s 'Della institution morale' // The Seventeenth Century . 2003. Vol. 18. No. 2. P. 180–210.
- Забалуев В. Н. Английская пьеса-маска. XVI–XVII века. М. : ВК, 2009.
В. С. Макаров
Изображение: Flickr
Vladimir Makarovon