Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

16 марта 2013

Ричард III: находка в Лестере — повод по-новому взглянуть на историю и Шекспира

Прошло уже больше месяца с того дня, когда археологи Лестерского университета сообщили о том, что найденные во время раскопок останки действительно принадлежат Ричарду III.

Ричард III на белом коне в битве в день своей смерти
Ричард III на белом коне в битве в день своей смерти

Как всегда, наиболее серьезные размышления о Ричарде в политическом и литературном контексте XV–XVI веков появились с некоторой задержкой. Но и глубина и ценность их много выше. По мнению многих ученых, пришло время уйти от примитивных определений: «тиран Ричард», «Шекспир — тюдоровский пропагандист». И исторические реалии конца XV века, и шекспировский текст намного сложнее, чем черно-белые представления о них.

Историк Саймон Шама (Simon Schama) напоминает, что Ричард III — старший современник Никколо Макиавелли, которому приходилось вести сложную политическую игру в политической реальности Европы XV века. Ричард пытался одновременно быть королем-рыцарем в стиле Генриха V и финансовым гением, который жестко собирает налоги с аристократов (эту политику продолжил Генрих VII — победитель при Босворте).

Джон Уоткинс (John Watkins) в журнале “Foreign Policy” размышляет о роли внешней политики в поражении Ричарда. Занятый внутренними реформами и сохранением власти, Ричард не успел добиться от Франции выдачи своего соперника Генриха Тюдора или создать оборонный союз с кем-либо из соседних государств.

Историк и колумнист газеты «Ванкувер сан» Стивен Хьюм (Stephen Hume) доказывает: самое глупое, что можно сейчас сделать — это поставить Шекспира к позорному столбу, назвать его «тюдоровским пропагандистом», «жертвой придворных пиарщиков». Он писал трагедии о недавнем прошлом Англии, чтобы преподать урок настоящему, которое демонстрировало все признаки «политической паранойи».

Витраж с изображением короля Ричарда III и его супруги Энн Невилл (Замок Кардифф в Уэльсе) / мемориальный камень Ричарду III в кафедральном соборе Св. Мартина в Лестере
Витраж с изображением короля Ричарда III и его супруги Энн Невилл (Замок Кардифф в Уэльсе) / мемориальный камень Ричарду III в кафедральном соборе
Св. Мартина в Лестере

Полин Кьюс (Pauline Kewes) обращает наше внимание на то, как радикально Шекспир переделывает концовку анонимной пьесы «Правдивая трагедия Ричарда III», которая послужила для него источником. Из монолога победителя-Ричмонда у Шекспира исчезает приказ об издевательстве над трупом Ричарда. Это особенно интересно, если вспомнить, что почти в то же время Шекспир создал свою самую кровавую трагедию — «Тит Андроник». Биограф Ричарда III Дэвид Хипшон (David Hipshon) на том же сайте напоминает, что в 1930-х гг. эксперты признали подлинность останков «принцев из Тауэра», что впоследствии не подтвердилось. Возможно, и сейчас эксперты ошиблись, принимая желаемое за действительное — но важно, чтобы этот повод дал возможность по-новому взглянуть на исторического Ричарда и Шекспира — автора хроник.

Тем временем в Лестере набирает обороты «индустрия» Ричарда III. В городской ратуше (Leicester Guildhall) открылась мемориальная выставка. Представлен проект надгробия Ричарда III, который с согласия королевы Елизаветы будет перезахоронен в кафедральном соборе Лестера.

См. также:

В. С. Макаров

Изображения: The Daily Beast

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира



Актеры, игравшие Ричарда III