«Больной ребенок в Англии раннего Нового времени»
Весной 2012 г. вышла в свет книга историка из Кембриджского университета Ханны Ньютон (Hannah Newton) “The Sick Child in Early Modern England”. В специально написанной для сайта лондонской библиотеки “Wellcome Library” статье доктор Ньютон развенчивает три устойчивых мифа об истории детства.
![]() |
Среди других рецептов, доступных в электронной версии на сайте библиотеки, есть и такой: в конце XVII века лондонская дворянка Кэтрин Джонс описывала, как сделать ванну для детей, болеющих рахитом. Рецепт начинается с такого ингредиента: «Возьмите у пяти овец головы и печени, отбейте и вымачивайте их в воде целый день...». Затем, сваренные с травами, овечьи головы добавляются в ванну для больного ребенка.
Такой рецепт неизбежно вызывает у исследователя ряд вопросов более широкого характера. Были ли лекарства для детей такими же, как для взрослых? Как маленькие пациенты воспринимали болезни и перспективу смерти? Какую роль матери и отцы играли в уходе за больными детьми? Этим проблемам и посвящена ее книга. Анализируя восприятие, лечение и переживание детских болезней в Англии примерно между 1580 и 1720 годами, Ньютон столкнулась с тремя устойчивыми мифами: дети воспринимались как миниатюрные копии взрослых; родители никак не выражали свою любовь к детям; невозможно проникнуть в опыт осмысления болезни самим ребенком.
Автор сборника рецептов, опубликованного в 1664 г. под инициалами “J.S.” писал, что «детей нужно лечить иначе, с учетом их возраста» (“children are to be cur’d in a different manner in them then they are in other Ages”). Их тела напоминают «мягкий воск» — они слабы, теплы и полны влаги, к ним не применимы такие жесткие методы, как чистки и кровопускание, а только мази и ванны, уменьшенные дозы и обилие сахара или меда в лекарстве (подробнее об этом — в другой небольшой заметке Ханны Ньютон).
![]() |
К началу XXI века найдено и исследовано достаточно дневников и писем, чтобы уверенно утверждать: во время болезни детей отцы и матери (по крайней мере, в образованных классах) заботились о детях. Ухаживая за ними, они иногда записывали ценные для нас детали: что именно дети сказали в какой-то момент болезни, что им снилось или являлось в бреду. За день до смерти в 1625 г. трехлетняя Элизабет Уоллингтон обещала отцу «пойти купить сливовый пирог». Сорок лет спустя больной Калеб Вернон озаботился судьбой жившей у них птички после его смерти.
На страницах одного из сборников рецептов Ханна Ньютон обнаружила этот детский рисунок. Почти невозможно отличить его от современного — такими словами автор завершает статью.
К сожалению, книга пока еще не вышла в электронном варианте. Печатный экземпляр можно купить в «Амазоне». Введение к книге можно посмотреть на сайте издателя. Частичный просмотр всего текста — на Google Books.
См. также:
- рецензия на сайте “Cambridge University Research News”;
-
Ханна Ньютон о болезни и выздоровлении 11-летней Марты Хэдфилд.
В. С. Макаров
Vladimir Makarovon