Проект осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ, грант № 11-04-12064в).

15 июня 2012

Спорт и праздники в Англии раннего Нового времени: подборка статей

Журнал “Historical Research” (издается Институтом исторических исследований при Лондонском университете с 1923 г.) и издательство “Wiley-Blackwell” предлагают свободный доступ к подборке статей по истории спорта и праздников Великобритании. Виртуальный онлайн-сборник посвящен приближающейся Лондонской олимпиаде и содержит около десятка статей, опубликованные в “Historical Research” с 1961 по 2012 г.

Журнал “Historical Research”

Специалисту по шекспировской Англии прежде всего будут интересны открывающие подборку четыре статьи. Самая старая работа — статья Ч. Чейни (C.R. Cheney) “Rules for the Observance of Feast-Days in Medieval England” — написана в 1961 г. Интерес к ней до сих пор не угас, так как в статье впервые опубликованы собранные автором епископские постановления оfesta ferianda — днях празднования памяти святых, в которые запрещалось работать. В приложении к статье приводятся латинские тексты декретов каждой епархии.

В майском номере за 1981 г. был опубликован еще один любопытный документ — «Книга маскарада на прибытие послов Фландрии» (“The Book of the Disguisings for the Coming of the Ambassadors of Flanders, December 1508”). «Книга», т. е. список расходов на устройство маскарада, была подготовлена к печати и прокомментирована известным историком Алеком Майерсом (A.R. Myers) незадолго до его смерти в 1980 г. Список очень подробный и этим чрезвычайно интересен: из него ясно, сколько ткачей и вышивальщиков было нужно для подготовки маскарада, сколько им платили за обычную и срочную работу, как распределялась работа в бригадах художников, расписывавших декорации, сколько железа и какие детали были нужны для их скрепления и т. д.

Статья Элейн Маккей (Elaine McKay) „‘For Refreshment and Preservinge Health’: the Definition and Function of Recreation in Early Modern England‟ посвящена тому, как термин “recreation” соотносился с другими словами, означавшими отдых (в том числе “sport”), в дневниках англичан XVI–XVII веков. Большинство авторов ясно видят изначальный латинский смысл “re-creatio” — обновление души, восстановление силы, «воссоздание себя» и связывают это «воссоздание» с отвлекающими и успокаивающими упражнениями — игрой в теннис, катанием на лодке, чтением книг. Именно так Джон Ивлин объясняет, зачем в роттердамской Грот-кирхе сохранили органы — чтобы развлекать и успокаивать прихожан до и после церковной службы.

Последняя из четырех работ написана Эммой Гриффин (Emma Griffin). Статья “Sports and Celebrations in English Market Towns, 1660–1750” показывает, как изменялись уличные празднества в английских городах в столетие после Реставрации. Рыночная площадь, традиционная арена «простонародных праздников» — игр, гуляний, фейерверков, травли быков — постепенно превращалась только в зону официально разрешенной торговли, а праздники выдавливались на городские окраины. Основным методом принуждения был отказ городских властей платить за праздники на городских улицах и площадях. Освобождаясь от шумных «ярмарок разврата», пространство «старого города» становилось более упорядоченным и формальным, а социальные противоречия в нем становились сильнее выраженными визуально.

В. С. Макаров

Vladimir MakarovonСовременники Шекспира